Забытые топонимы Москвы и Московской области: база данных

Когда токарь или столяр заканчивает свою работу, помимо готового изделия остается еще и немало промышленных отходов. Однако и отходы могут на что-нибудь сгодиться. Металлическую стружку можно переплавить и использовать повторно. Из древесных опилок тоже можно изготовить немало полезных изделий. А вот как быть историку?
 
Ведь в нашей работе «отходов» бывает еще больше. Вообще, труд краеведа похож на криминальное расследование. Долгое, нередко безрезультатное. Чтобы выяснить полный исторический сюжет, приходится месяцами искать косвенные улики, устанавливать и перепроверять факты, впустую ворошить сотни документов, опрашивать десятки свидетелей…
 
Естественно, что при этом мы получаем и немало «лишней» информации. Которую «к делу не пришьешь», но и выбросить жалко. Ведь она добыта немалым трудом, а порой еще и случайной, неповторимой удачей. Да и как знать, может через пару лет я займусь каким-то другим исследованием, и тогда эта информация мне еще пригодится. А может, в будущем она понадобится моим коллегам.
 
И вот, в рамках сохранения и систематизации «излишков» историко-краеведческой информации, мы решились на смелый эксперимент. Сделать общедоступную и совместно пополняемую базу данных по исчезнувшим историческим топонимам. Забытые названия деревень и сел, лесных урочищ и лугов, речек и оврагов – до нескольких сотен старых имен проходят ежегодно через наши руки и снова теряются в глубинах архивов и в памяти старожилов. Раньше терялись. Теперь же мы постараемся их сохранить для себя и для сограждан.
 
 
Зачем это нужно?
 
Во-первых, это интересно. Топонимы всегда вызывают неподдельный интерес у местных жителей. Вопросы, типа «почему наша деревня носит такое имя?» или «а как это место раньше называлось?» — одни из самых популярных. Одно дело – безымянный замусоренный лесок за домом, а совсем другое дело – «урочище Тяпенки», которое еще в XVII веке носило это гордое имя. Человеку свойственно давать имена всему, что его окружает. И это довольно прискорбно, что тысячи таких исторических имен забылись и затерялись в жуткой круговерти XX века.
 
Во-вторых, это может способствовать адекватному развитию новой городской топонимики. Наша «Новая Москва» ежегодно обретает свежие улицы и микрорайоны, которые надо как-то называть. Увы, порой фантазия местных администраций и частных компаний идет довольно неожиданными путями. И появляются на просторах ТиНАО иностранно-наивные «Бристоли» и «Испанские кварталы». А то и вовсе – «улица Московская» в микрорайоне «Град Московский» на территории поселения Московский в городе Москва. И это при том, что здесь можно найти сотни своих, местных названий!
 
В-третьих, общая база данных по историческим топонимам может быть полезна всем местным краеведам. Например, когда в архивном документе нам попадается некий объект, стоящий «на Покровской дороге», а при этом ничего «покровского» на картах округи не наблюдается – что делать? Перелопачивать еще сотню документов, в надежде, найти более ясное упоминание, которое позволит как-то привязать загадочную дорогу к реальной местности? Куда как проще зайти в общую базу данных и обнаружить там и давно исчезнувшую Покровскую дорогу, и одноименное забытое село, в которое она когда-то вела.
 
***
 
Основными источниками топонимической информации для проекта выступают:
 
1. Старинные карты (в первую очередь, планы Генерального Межевания XVIII века, а также детальные планы XIX cтолетия из фондов ЦГА г. Москвы).
 
2. Земельные документы XIX столетия (в первую очередь, связанные с крестьянской реформой 1861 года), в которых подробно описываются владения помещиков.
 
3. Межевые и писцовые книги XVII века (в тех случаях, когда упомянутые в них топонимы можно хотя бы приблизительно привязать к местности).
 
4. Записанные воспоминания старожилов, при наличии перекрестных подтверждений от разных лиц (на карте выделяются особым цветом).
 
В отдельных случаях привлекаются и более редкие исторические источники, вплоть до актовых материалов XV-XVI столетий.
 
Для каждого топонима указывается исторический период, в котором было зафиксировано его использование. То есть, если топоним был замечен автором на планах Генерального межевания, то для него указывается «XVIII век». Разумеется, на практике топоним мог использоваться и за двести лет до этого, и еще полтора столетия после.
 
Географические контуры объектов указываются приблизительно, поскольку основной целью является не уточнение границ очередного лесного урочища, а фиксация его исторического названия. Небольшие объекты, историческое местоположение которых можно лишь предположить с погрешностью в несколько сотен метров – выделяются особым цветом.
 
Ссылки на источники не приводятся в описании объекта. Для обычного пользователя номера архивных фондов и дел не представляют никакой ценности, а если кто-то серьезно занимается историей конкретной местности и хочет лично перепроверить приведенные данные, то в крайнем случае он всегда может связаться с автором для уточнения источника.
 
Если исторический объект давно исчез, но топоним перешел на другой объект и присутствует в современных картах ровно на своем историческом месте (например, дачный поселок на месте исчезнувшей деревни), такой топоним считается вполне сохранившимся и не включается в базу данных.

Стартовая техническая база проекта максимально проста. Объекты заносятся в KML-файл в виде линий и полигонов с подписями, после чего публикуются через Конструктор карт Яндекса с возможностью просмотра на краеведческом портале ТиНАО. Это позволяет с легкостью добавлять и редактировать объекты, создаваемые разными участниками проекта, даже если они не обладают специальным навыками, а также в будущем перерабатывать интерфейс проекта без редактирования уже имеющихся данных.
 
 
Основным минусом подобного решения являются внутренние ограничения Яндекс-карт. Например, если один географический объект полностью попадает внутрь другого, то информацию о нем на карте просмотреть невозможно – более крупный объект полностью перекрывает более мелкий. То есть, если мы добавим на карту огромный Торокманов стан, то он полностью закроет для просмотра все входящие в него деревни и села. Также, Яндекс-карты не поддерживают поиск по ключевым словам в подписях полигонов, что тоже ограничивает возможности использования базы данных.
 
В этой связи, мы будем особенно рады сотрудничеству с энтузиастами — специалистами в области геоинформационных систем, которые могли бы помочь с переносом проекта на интернет-платформу, более удобную для пользователей.
 
Также, к участию в проекте приглашаются историки и краеведы-любители, готовые поделиться любой достоверной информацией о забытых исторических топонимах столичного региона. Почта для связи:  dmitry@moskraeved.ru (Дмитрий Евгеньевич Юрков)
 
 
6997
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!