Где находится Хотишок?

Имя архитектора Сергея Тропаревского в наше время почти забыто и известно довольно узкому кругу лиц, в основном изучающим историю и церковную архитектуру конца 19 — начала 20 века. В опубликованном списке его работ по Подольскому уезду, наряду с Троицкой церковью в с.Берёзки и Успенским храмом в Сосенках, фигурирует церковь Сергия Радонежского в с.Хотишок:

www.mosculture.ru/architector/troparevskij-s/

Поиск загадочного Хотишока (или Хотишка?) по картам, справочникам и архивным источникам не дал никакого результата. Так был ли Хотишок?

И вот, буквально недавно, изучая в историческом архиве дела о постройке часовен и церквей в Московской губернии, было обнаружено дело, проливающее свет на этот таинственный объект. И теперь можно смело утверждать, что никакого Хотишока в Подольском уезде не было, а речь на самом деле идёт о селе Хотминки.В документах переписки между Московской Духовной Консисторией и губернским строительным отделением несколько раз упоминалось о «Сергиевской села Хотминок церкви», в которой архитектор Тропаревский занимался пристройкой южного Казанского придела. Слово «Хотминок» на нескольких страницах было написано довольно неразборчивым почерком, видимо это и послужило причиной ошибочного названия села.Попав единожды в источник информации в интернете, ошибка пошла «гулять» по всем ресурсам, вынуждая исследователей тщетно разыскивать таинственный Хотишок.Но чтобы подробнее рассказать о Хотминках, следует сделать небольшое историческое отступление.

 … Мало кто из жителей Москвы и Московской области не слышал и не читал о легендарном Знаменском храме в усадьбе Дубровицы, расположенной у слияния рек Пахры и Десны. Эта старинная усадьба по сей день окружена легендами и неразгаданными тайнами. В расположенных в окрестностях Подольска Дубровицах от прежних времён сохранился дворец с несколькими флигелями, конный двор, липовый парк и уникальный храм Знамения Пресвятой Богородицы.Много веков назад на месте усадьбы  находилось древнерусское селище, а на склоне левого берега Пахры, в сосновом бору, сохранилось древнее языческое кладбище, состоящее из 28 курганных насыпей.

Известная по старинным источникам как владение князей Турово-Пинских, Дубровицкая земля переходит затем к боярам Морозовым.А с середины 17 века Дубровицы становятся имением князей Голициных.

Одним из самых известных владельцев усадьбы, князем Борисом Голицыным, была построена  в 1690-1703 гг. удивительная по своей архитектуре и внутреннему убранству Знаменская церковь. Об этом уникальном храме достаточно подробно рассказано во множестве публикаций, так что пересказывать эту историю не имеет смысла -  при желании можно выбрать источник по своему вкусу.Однако, личности князя Голицына следует уделить особое внимание.

 

Борис Алексеевич Голицын 1654-1714 гг,, видный государственный деятель конца 17 — начала 18 веков, начинал свою службу стольником при царе Фёдоре Алексеевиче. Впоследствии, известный как воспитатель ,«дядька царя» Петра Первого, князь Голицын способствовал его восхождению на престол. Когда Пётр взошёл на трон, Борис Алексеевич получил в управление Приказ Казанского дворца, и до конца дней пользовался покровительством и уважением царя. Даже когда князь отошёл от государственных дел и удалился в своё имение Дубровицы, поддерживал с Петром тесную связь. Из уважения к своему бывшему наставнику и сподвижнику, царь самолично присутствовал на освящении великолепного Знаменского храма, и даже преподнёс в подарок драгоценную утварь, которую хранили в алтаре, в специально устроенном месте за иконостасом.

Современники довольно противоречиво описывали личность Бориса Голицына: "… человек ума великого, а особливо остроты, но к делам непрележный, понеже любил забавы, а особливо склонен был к питию..." ( из записок князя Куракина). В другом же источнике  «муж ревности ко благочестию исполненный… единственным увеселением почитал как посещать храмы Господни, так и украшать оные...».

Даже при столько неоднозначных и противоречивых характеристиках Бориса Алексеевича, очевидно, что князь был личностью яркой и неординарной, но со сложным характером.

 

Портрет Б.А.Голицына:

 

В конце 17 века, царь Пётр пожаловал Голицыну усадьбу Вязёмы. Когда-то это имение принадлежало Борису Годунову. А в смутное время, в главном доме усадьбы останавливался Лжедмитрий I и Марина Мнишек.Затем Вязёмы были долгое время приписаны к дворцовому ведомству, и по воле Петра I перешли в собственность его бывшего наставника. С той поры, Дубровицы для Голицына стали парадной, представительской резиденцией, а вот уединяться и отдыхать он любил в уютных и живописных Вязёмах.

 Наряду с усадьбами Вязёмы и Дубровицы, князю Голицыну принадлежало небольшое сельцо Хотминки в Подольском уезде Московской губернии… В 1710 году, по заказу владельца, в Хотминках была построена церковь Сергия Радонежского, и сельцо стало именоваться " Сергиевское, Хотминки тожъ".

 Из переписной книги : " за кн. Борисомъ Алексѣевичемъ Голицынымъ сельцо Хотмынки, Сергiевское тожъ, на Суходомѣ, а въ сельцѣ дв. вотчинниковъ, людей въ немъ 2 челов., дв. дворовыхъ людей, въ немъ 4 челов. и 4 дв. крестьянскихъ.."

Небольшой однокупольный центрический храм-ротонда, окруженный открытой галереей, значительно отличался от роскошного Дубровицкого храма.Однако, для церковного зодчества Подмосковья Петровской эпохи это было необычное явление. Историк архитектуры В.Кириллов в статье о храмах-ротондах писал:

«Как и подмокловская ротонда, церковь Сергия имела круглое зальное пространство и обходную арочную галерею. Но алтарь был выделен здесь в отдельный объем, и кольцевая галерея упиралась в его глухие стены.О  классической природе этого памятника свидетельствует и анализ его пропорционального построения.

Судя по свидетельству И. Рыльского, обследовавшего этот храм в натуре, дух лаконизма царил и внутри него. Стены ротонды не имели росписей, и украшением интерьера служил лишь позолоченный резной иконостас, выполненный в несколько грубоватой барочной манере, но по-своему выразительный в деталях...

Предельную простоту и аскетизм хотминской церкви лишь отчасти можно объяснить ее назначением как ссыльного прихода для провинившихся священников.»

 

Почти через сто лет, в 1805 году, к Сергиевской церкви была пристроена колокольня. А в 80-х годах 19 столетия, архитектором С.Тропаревским производилась реконструкция здания. В архивах сохранилось несколько планов церкви, начерченных рукой Тропаревского.

 

 

 

 

 

 

 

Сам владелец земель и храмоустроитель, Борис Алексеевич Голицын, прожив бурную и насыщенную жизнь, на склоне лет оставил все свои владения и переселился в монастырь Флорищева пустынь, где принял постриг и проживал под именем монаха Боголепа. Несмотря на возраст и состояние здоровья, Борис Алексеевич занялся обустройством монастыря: туда он перевез драгоценную церковную утварь из Дубровиц, подаренную Петром, и его старанием был построен каменный братский корпус, получивший название голицынского. В монастыре Борис-Боголеп и окончил свои дни в 1714 г.

Памятный крест на могиле Б.А.Голицына :

 

 

Знаменский храм в Дубровицах отреставрирован и открыт для богослужений, включён в «Список Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Усадебный комплекс Большие Вязёмы, расположенный в Одинцовском районе Московской области — Государственный историко-литературный музей-заповедник им.А.С.Пушкина.

Хотминки (Хатминки) — деревня в поселении Первомайское в составе Новой Москвы.

Только вот Сергиевский храм в Хотминках до наших дней не сохранился: в 1930 годах церковь была закрыта и разобрана.

 Эксклюзив для читателей Москраеведа: фото Сергиевской церкви, сделанное более ста лет назад

 

Ирина Гаврилина

 

 

 

 

 

 

 

394
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!