Исследование пещер Николо-Берлюковского монастыря
Вашему вниманию представляется доработанная статья об изучении пещерного комплекса Николо-Берлюковской пустыни (восток Московской области), которая была написана несколько лет тому назад, сразу по окончании исследований. Публикуется впервые.
Увы, результаты дальнейшего обследования нас разочаровали. Ход, по которому, как уже казалось, скоро можно будет дойти едва ли не до самого монастыря, внезапно уперся в огромный обвал. Чтобы прокопаться сквозь обвальную зону – пришлось соорудить восьмиметровую шахту с поверхности, но даже эта мера не помогла. Обвал был слишком обширным. По-видимому, современные захоронения на кладбище, расположенном над пещерами, – повредили подземный ход в нескольких местах, он заплыл глиной и осыпался.
Впрочем, загадок здесь все равно осталось намного больше, чем отгадок. Возможно, что где-то на монастырской территории произойдет провал грунта и обнаружится еще один фрагмент старинных подземелий. А может быть, найдутся новые исследователи, которые двинутся по нашим стопам, и отыщут что-то, чего мы упустили из виду. В любом случае, все ответы таятся где-то в земле. Архивные документы (а их по Берлюковской пустыни сохранилось множество) так и на дали никаких достаточно подробных ответов на вопросы об устройстве подземного комплекса.
История христианской церкви тесно связана с историей создания и использования подземных сооружений. Еще в первые века нашей эры, ранние христианские общины использовали для своих собраний и богослужений старые катакомбы и естественные пещеры. В эпоху расцвета Византийской империи создавались целые пещерные монастыри, в том числе – во всемирно известных «подземных городах» Каппадокии.
В средневековую эпоху традиции подземной иноческой жизни перекочевали и в русские земли. Наверное, практически каждый житель нашей страны слышал о древней Киево-Печерской Лавре или Псково-Печерской обители. Но далеко не все знают, что количество монашеских пещер на территории России исчисляется многими десятками. Присутствуют обширные подземные кельи и в нашем столичном регионе, например – в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
На востоке Московской области расположен крупный и хорошо сохранившийся Николо-Берлюковский монастырь. Предание связывает возникновение этой обители с именем монаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века и поселившегося в старинных пещерах, якобы когда-то служивших пристанищем знаменитого местного разбойника Берлюка.
За последующие столетия монастырь вырос и разбогател. Перед революцией, Берлюковская пустынь включала в себя несколько храмов, пещерный скит с полуподземной церковью Иоанна Предтечи и одну из крупнейших колоколен региона, высотой 88 метров.
В годы советской власти основной монастырский ансамбль был занят психиатрической клиникой. А находившийся на отшибе пещерный скит оказался полностью утраченным. Полуподземный Предтеченский храм был разрушен, галереи и кельи засыпаны. А сверху образовалось сельское кладбище. К началу 1990-х годов это место представляло собой пустырь на склоне кладбищенского холма. Лишь небольшой подземный лаз, оканчивающийся непроходимым завалом, выдавал на местности бывшие монастырские подземелья.
После воссоздания монастыря на месте бывшей Предтеченской церкви был найден кусок металла, торчащий из-под земли. При попытках выкопать его, обнаружилось, что это верхняя часть уникального чугунного иконостаса XIX века. Благодаря этой находке, начались первые раскопки в скиту. На первом этапе, при участии волонтерского молодежного объединения «Реставрос», была проведена очистка котлована на месте полуподземной церкви. Чугунный каслинский иконостас был извлечен и отправлен на реставрацию.
Второй, более сложный и кропотливый этап заключался в очистке и обследовании самих пещер. Этот этап растянулся на всю зиму 2009 года. Общее руководство работами осуществлял историк, аспирант Д. Е. Юрков, при технической поддержке инженера Д. В. Шмытова. Несколько месяцев нелегкого и рискованного труда волонтерской группы, состоящей из москвичей и местных жителей, привели к открытию подземных сооружений, сокрытых под глиняными завалами в течение многих десятилетий.
Скитский (кладбищенский) холм в Берлюках в разрезе представляет собой целый «слоеный пирог». Если копнуть сверху, то увидишь только рыхлый песок. На несколько метров глубже – начинается плотный слой жирной черной глины. А еще ниже, почти в самом основании холма, залегает ожелезненный песчаник, замечательный материал, который хоть и не столь прочен, как известняк или гранит, но зато намного легче в обработке. Рыть подземные ходы в песчанике посильно для любого человека, обладающего достаточным усердием. Подобный грунт легко колется и крошится, но, тем не менее, образует вполне надежный свод над головой. Не удивительно, что в таких условиях Предтеченский скитский храм стараниями монахов был когда-то буквально оплетен сеткой подземных галерей.
Узкая, облицованная красным кирпичом галерея, уходящая в глубину холма, параллельно южной стене бывшего храма, оканчивалась развилкой. Нашей группе понадобилось всего несколько дней, чтобы расчистить эту галерею до самого пола. Пол оказался вымощенным каменными плитами, тщательно обтесанными, и подогнанными друг к другу. А в самом конце хода, перед развилкой – обнаружились остатки кирпичной стены-забутовки. Судя по всему, эта наспех возведенная стенка – была делом рук местных властей, пытавшихся таким образом перекрыть доступ народа в монастырские пещеры.
Ко времени наступления морозов исследовательская группа углубилась в следующее за развилкой наиболее обширное подземное сооружение, которому было дано условное название «Главный Зал». Выемка грунта в этом зале подтвердила наши догадки о том, что в советское время местные власти не только перекрыли проход в пещеры, но и старались полностью уничтожить весь скитский подземный комплекс. Грунт здесь представлял собой смесь глины, камней и самого разнообразного мусора инородного происхождения, что явно свидетельствовало о планомерном засыпании пещер. Среди хлама преобладала старая посуда и поломанные медицинские инструменты, очевидно имеющие отношение к психиатрической больнице, занимавшей в советские годы в монастырскую территорию.
Когда главный подземный зал и его ближайшие окрестности были очищены от земли и мусора — мы, наконец, приступили к поиску продолжения подземного комплекса. Начались раскопки хода, направляющегося к востоку от главного зала. Высокая галерея уже через пару метров начинала подниматься к поверхности, словно огибая алтарь бывшего Предтеченского храма. Когда этот ход был очищен от земли и мусора, нашему взору предстали мощные каменные ступени, когда-то вытесанные в монолите братией монастыря. Многие десятилетия по ним уже никто не поднимался, и они безо всяких повреждений покоились под двухметровым слоем глины. Дальше, галерея поднималась уже выше уровня всех остальных подземных сооружений, выше пластов песчаника, и продолжалась в толще жесткой черной глины. Удивительно, но глиняные своды здесь держались ничуть не хуже каменных. Глиняные ступени были аккуратно облицованы деревянными дощечками, которые на удивление хорошо сохранились.
В марте 2009 года, при повторном участии молодежного движения «Реставросъ», удалось вывезти остатки грунта и мусора из этой части пещер и подготовить пространство на дне шахты, для будущего создания там небольшой подземной часовни. В шахту были опущены массивные бетонные кольца, все щели герметизированы, и исследовательские работы на этом участке можно было считать завершенными. Раскопки здесь уже могли уступить место обычной работе по отделке расчищенных помещений.
Однако поиск продолжения пещерных ходов на этом не прекратился. Теперь, наше внимание переключилось на самый дальний грот, который также оканчивался глиняной осыпью, однако его стены и своды сохранились значительно лучше, чем на предыдущем участке работ.
Прокапываясь вглубь глиняных завалов, мы выяснили, что ход на этом участке понижается, опускаясь в самую толщу породы, и затем странным образом обрывается. Подобные же неудачи ждали нас и в небольшом ответвлении пещер, уходящем куда-то под алтарь бывшего Предтеченского храма. Судя по всему, несмотря на все народные легенды, пещерный комплекс заканчивался на границах бывшего скита и подземные галереи не тянулись до основной монастырской территории.
Единственным возможным контраргументом против этой теории стали данные сканирования почвы с помощью георадара, которые показали неоднородности грунта и возможные подземные пустоты. Однако предполагаемые размеры этих пустот явно не дотягивали до габаритов проходимого тоннеля, их расположение не подчинялось никакой логике, а осмотр местности не выявлял провалов на месте возможных полуобвалившихся ходов. Дальше копать было некуда, зацепок не осталось. Таким образом, второй этап исследования подземного комплекса можно было считать завершенным.
По итогам, были сделаны следующие предварительные выводы:
1. «Берлюковские пещеры» являются искусственными подземными сооружениями, с явными следами ручной обработки (своды, ступени, и т. д.) и без каких-либо следов естественного (карстового) происхождения полостей. Сооружения были обитаемыми. Полы были выложены плитками, а местами – деревянными дощечками, существовала система керамических дренажных труб, выходящая вниз к реке Воре и позволяющая содержать подземелья в сухости.
2. Предположительное время начала строительства подземного комплекса – середина XIX века, или немногим ранее.
3. Вероятное назначение комплекса – несколько небольших монашеских келий и соединяющие их подземные галереи.
4. Самые северные фрагменты «пещер» во время строительства Предтеченского полуподземного храма были облицованы кирпичом и обзавелись собственным входом в новую церковь, а остальные, более дальние части подземелий остались в своем первозданном виде, с голыми песчаниковыми стенами и сводами.
5. Какая-то часть комплекса была расположена ближе к вершине холма, в плотных глинах, и поэтому была разрушена во время рытья новых могил на сельском кладбище.
Впрочем, загадок здесь все равно осталось намного больше, чем отгадок. Возможно, что где-то на монастырской территории произойдет провал грунта и обнаружится еще один фрагмент старинных подземелий. А может быть, найдутся новые исследователи, которые двинутся по нашим стопам, и отыщут что-то, чего мы упустили из виду. В любом случае, все ответы таятся где-то в земле. Архивные документы (а их по Берлюковской пустыни сохранилось множество) так и на дали никаких достаточно подробных ответов на вопросы об устройстве подземного комплекса.
Но даже если вы не горите желанием что-то изучать, туда все равно стоит просто съездить и увидеть всё описанное своими глазами. Николо-Берлюковская пустынь – это, возможно, один из самых недооцененных туристами и паломниками монастырей Подмосковья. Настоящий, не парадный монастырь, с замечательным игуменом, с интересной историей, обширным архитектурным ансамблем и остатками загадочных скитских пещер. Он действительно стоит посещения.
_________________
© Дмитрий Юрков
И туда вот просто так можно приехать, везде ходить и всё смотреть? И территория не охраняется?