Самые старые упоминания о населенных пунктах Новой Москвы

Согласно наиболее распространенному стереотипу, Москву основал князь Юрий Долгорукий в 1147 году. Хотя, на самом деле, она к этому моменту уже существовала. Причем, современникам была известна не только как летописный «Москов», но и как «Кучков» (это название встречается в одной из берестяных грамот того времени). А если еще и ознакомиться с археологическими данными, то время создания первых поселений на месте нынешней столицы можно и вовсе отодвинуть за пределы нашей эры.

Но всё это не играет заметной роли в общественном сознании. И поэтому в нынешнем 2017 году будет праздноваться всего лишь 870-летний юбилей города. Юбилей первого письменного упоминания. Забавно, но если завтра археологи откопают очередную берестяную грамоту с упоминаниям Кучкова-Москова и уверенно датируют её началом XII века, то в следующем году нам с такой логикой придется праздновать уже какое-нибудь 910-летие Москвы. 

Ну а сколько же веков исполняется новым столичным территориям, если подойти к ним с аналогичной меркой? Когда и где можно встретить первое письменное упоминание населенных пунктов, входящих ныне в состав ТиНАО? Давайте попробуем двинуться в глубину веков и полистать древние документы.

Начнем с самого простого. Семнадцатый век. Период расцвета Московского государства. Осталась позади Великая Смута, зачалась новая царская династия, где-то впереди маячит Петр Великий и Российская Империя. В ту эпоху существовали уже практически все нынешние деревни и села. В документах XVII столетия они не просто упоминаются, но и подробнейшим образом описываются. Здесь мы знаем буквально всё. Кто какой землей владел, где стояли церкви и мельницы, сколько дворов и сколько людей было в каждой деревне. 
 
Населенные пункты по писцовым книгам XVII века:

Для большинства старых деревушек ТиНАО – именно XVII век является временем первого упоминания. Особенно много этих «первых упоминаний» приходится на 1620-е годы. Тогда по здешним землям проехались составители писцовых книг и всё подробно зафиксировали. Причем, это было далеко не первое детальное описание местности. Но, увы, большинство предыдущих писцовых, переписных и межевых книг  просто не сохранились до нашего времени.
 
Если мы двинемся еще глубже, в XVI столетие, то увидим, что его словно отсекают несколько жирных красных линий, через которые перебралось уже намного меньше письменных источников. Смутное время. Несколько масштабных пожаров. Нашествие крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, которое буквально опустошило Москву и окрестности. Всё это губило старинные тексты. И в итоге, теперь любой документ XVI века – это уже великая ценность и большая редкость. А поиск краеведческой информации по этой эпохе обычно превращается в собирание весьма причудливого пазла, в котором не хватает большинства фрагментов.

Важнейшими материалами для реконструкции местной истории XVI столетия являются документы монастырей, соборов и епископских кафедр, которые выступали здесь такими же землевладельцами, как царь и бояре. Девлет-Гирей не добрался до архивов Троице-Сергиева монастыря, а битвы и пожары Смутного времени почти не затронули далекие северные обители. В итоге, именно церковные архивы дают нам больше всего упоминаний о местных населенных пунктах во времена Ивана Грозного и его предшественников. 

Изучив монастырские документы, мы можем отнести к XVI веку условное «основание» целого ряда здешних деревень и сел: Саларьево, Румянцево, Валуево, Марьино и других. Древнейшие сведения об этих местах дошли до нас именно благодаря церковным архивам.

Немногочисленные документы частных лиц, сохранившиеся, по большей части, в поздних копиях — дают нам первые упоминания о Зименках, Кончеево, Дровнино, Лукино. 
 
Первое упоминание о Саларьево:

Абсолютное большинство указанных населенных пунктов впервые появляются лишь в источниках середины – второй половины столетия. Если мы уйдем еще глубже, в «до-Грозненские» времена, то там количество сохранившихся документов и вовсе становится ничтожным. Столь глубокой древностью могут похвастаться, например, Сосенки, Столбово, Ямонтово. Они упоминаются в монастырских документах уже в районе 1506-1511 годов, причем к тому времени «Соснинское Московского уезда» уже являлось крупным селом. 

В документах XVI века порой попадаются и такие населенные пункты, которые вообще не удается надежно локализовать. Например, в одной из духовных грамот 1530-х годов можно отыскать упоминание земельного участка, располагавшегося на территории современного Новофедоровского поселения ТиНАО (входившего тогда в волость Сохну). Во владение Симонова монастыря переходило здешнее село Дикое с храмом и деревнями: Сотниково, Казленево, Желдыбино, Кузнецово, Сметанино, Седельниково, Головино. Удивительно, но из всего этого длинного списка до наших дней дошло лишь одно Кузнецово, ныне являющееся довольно крупным поселком. Сотниково кануло в лету много десятилетий тому назад, на местности сейчас его можно найти только благодаря дореволюционным картам. А где именно в верховьях Пахры располагалось древнее село Дикое – об этом остается только догадываться.

Наконец, лишь несколько населенных пунктов современной Новой Москвы могут похвастаться упоминаниями в документах, созданных до 1500 года. Хозяйственных материалов XV века до нас дошло уже совсем мало, причем их значительный процент касается отдаленных от Москвы регионов – Новгорода, Пскова, Бежецкого верха, Белоозера. 

Больше всех здесь повезло старинному селу Былово (ныне – Краснопахорское поселение ТиНАО). Оно упоминается сразу в нескольких документах, самый старый из которых относится к первой половине 1460-х годов. А расположенная неподалеку деревушка Дыбино может похвастаться даже 1434 годом, согласно грамоте великой княгини Софьи Витовтовны. Правда, в этой грамоте речь идет не о «деревне», но лишь о неких «дыбинских пустошах».

Наконец, XIV век. Время Дмитрия Донского и Ивана Калиты. Период, в который московские князья только-только начали «собирание земель русских». Здесь постоянно редеющий поток церковных документов практически иссякает.
Сохранилась грамота митрополита Алексия от 1377 года, в которой он отписывает село «святы Николы на Сосенке» московскому Чудову монастырю. И у некоторых краеведов, конечно, сразу же возникает соблазн соотнести этого «Николу» с древним селом Никольским (Николо-Хованским), входящим ныне в состав Сосенского поселения ТиНАО. Увы, никаких оснований для этого нет, одно лишь созвучие. К тому же, еще одну речку Сосенку (ныне убранный в коллектор приток Хапиловки) мы можем найти на востоке Москвы, прямиком на старых землях указанного Чудова монастыря.  

Последние письменные источники, которые могут дать сведения по древнейшим страницам местной истории – это духовные грамоты московских князей: Ивана Калиты, Симеона Гордого, Ивана Красного, Дмитрия Донского. Перечисляя города и веси, оставляемые наследникам, князья нередко касались и наших мест. 
 
Духовная грамота московского князя Симеона Гордого:

Однако здесь не стоит спешить, сходу привязывая каждое знакомое название к современной карте. Классическая ошибка местных краеведов связана как раз с духовными грамотами XIV столетия. Эта ошибка касается одной из самых знаменитых достопримечательностей Новой Москвы — усадьбы Остафьево. По бумажным путеводителям и тематическим сайтам годами кочует ссылка на грамоту Ивана Даниловича Калиты, в которой действительно упоминается некое «Астафьевское». Увы, здесь явно выдается желаемое за действительное, без каких-либо попыток изучить общий исторический контекст. Между тем, в более поздней грамоте 1353 года это село тоже встречается, но уже в качестве весьма далекого от наших мест «Остафьевского на Клязьме».

Впрочем, несмотря на эту явную ошибку, место для поисков древнейших упоминаний выбрано абсолютно верно. Грамота Ивана Калиты, датируемая 1339 годом, – это действительно самый старый известный документ, в котором встречаются сведения о наших территориях. 

Что же из современного ТиНАО можно найти в этой грамоте?

«А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нарунижьское, Серпохов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовець, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновьское, село Коломниньское, село Ногатиньское». Любой знаток московских и подмосковных районов сразу заметит в этом перечне несколько знакомых топонимов. Но лишь два топонима можно с уверенностью привязать именно к Новой Москве: Щитов и Перемышль. 

Щитовская волость тянулась по обе стороны речки Кременки (приток Нары), доходя до верховьев реки Мочи. Где располагался её центр, «городок Щытов на Наре», пока не удается установить со стопроцентной точностью, однако имя волости унаследовало Щитово – исчезнувшее в XX веке сельцо, находившееся на территории нынешнего Вороновского поселения. 

Единственный наш объект из древнейшего документа, который можно локализовать с абсолютной точностью – это Перемышль. Довольно крупный город, земляные укрепления которого до сих пор возвышаются над рекой Мочей в Щаповском поселении. Некоторые свидетельства (пересказы ныне утраченных летописей) относят его появление даже к XII веку.  Впрочем, их достоверность остается сомнительной. Поэтому, первым письменным упоминанием Перемышля можно считать именно 1339 год. 

Еще один, довольно размытый, но тоже однозначно «новомосковский» топоним всплывает в духовной грамоте Дмитрия Ивановича Донского от 1389 года. Это волость Сохна и некий «Сохоньский починок». Точно локализовать эти объекты довольно трудно, однако весь бассейн реки Сохны сейчас находится на территории ТиНАО, что вполне позволяет считать и эту древнюю волость «местной». 

Пройдут годы, найдутся новые документы, будут проведены комплексные исследования уже имеющихся материалов, и тогда, возможно, появится надежда отыскать еще какие-то упоминания о наших районах в средневековых источниках. Пока же, рейтинг древнейших письменных упоминаний выглядит примерно следующим образом:

1. Перемышль (ныне «Поселок Спортбазы» Щаповского поселения) – 1339 год.
1. Волость Щитов (ныне Вороновское/Роговское поселение) – 1339 год.
2. Волость Сохна и Сохоньский починок (ныне Новофедоровское/Вороновское поселение) – 1389 год.
3. Дыбино (Краснопахорское поселение) – 1434 год.
4. Былово (Краснопахорское поселение) – 1463 год.
4. Шахово (Краснопахорское поселение) – 1463 год.
5. Сосенки, Фоминское, Ямонтово и др. – первая половина XVI века.
6. Саларьево, Зименки, Картмазово, и др. – вторая половина XVI века.
7. Более 50% всех исторических деревень и сёл ТиНАО – первая треть XVII века. 

Итого, среди сохранившихся объектов пока уверенно лидирует Перемышль, а среди объектов, которые сумели еще и сохранить своё древнее имя – маленькая деревушка Дыбино

Главное, вопреки всем устоявшимся традициям, никогда не забывать, что первое упоминание какого-то города или деревни в историческом документе — говорит нам лишь о том, что… этому документу посчастливилось пережить сотни и тысячи других, навеки утраченных в тяжелые годы русской истории. О самом же населенном пункте это упоминание может не давать вообще никакой новой информации. 

Вероятнее всего, Валуево, впервые описанное в 1554 году, на деле существовало уже задолго до Дыбино, которое «по документам» как будто бы и появилось на 120 лет раньше. А весьма древние Сосенки или Былово могут оказаться намного моложе, чем Пенино или Ерино, если начать подробное изучение местности археологическими методами. 

Ну и конечно, наша Москва на самом деле появилась совсем не в 1147 году, а раньше. Насколько раньше? Возможно, когда-нибудь мы и это узнаем. Пока же остается лишь праздновать 870-летие любимой Столицы и потихоньку готовиться к 680-летнему юбилею Перемышля, который ждет нас через пару лет.
 

© Дмитрий Юрков
 
 
12649
RSS
18:17
" И у некоторых краеведов, конечно, сразу же возникает соблазн соотнести этого «Николу» с древним селом Никольским (Николо-Хованским), входящим ныне в состав Сосенского поселения ТиНАО. Увы, никаких оснований для этого нет, одно лишь созвучие."

Камушек в мой огород. Я так надеялась, и вот облом! unknown
22:34
Кстати, а какое самое древнее упоминание о Николо-Хованском вам реально попадалось? Шестнадцатый век, наверное?
00:24
Если верить археологической карте Московской области, то селище в Николо-Хованском они датируют 16 веком. Увы, но все археологические объекты Сосенского практически не исследовались. А возможно не только по берестяным грамотам, но и по результатам изучения культурных слоёв можно было бы говорить о возрасте поселений. Но ничего подобного не делается, и делаться видимо не будет.
00:28
Точнее, датируют 14-17 веком, при таком разбросе в три века датировка весьма относительная: www.moskraeved.ru/forum/topic/63-istoricheskie-hroniki-derevni-n-chast-4-mezhdu-proshlym-i-buduschim