Старообрядцы в Подольском уезде. Ошибки в исторических источниках
В XIX столетии отечественная статистика была бурно развивающейся отраслью. Правительство словно вдруг осознало, что для удачного проведения в жизнь новых реформ необходимо вначале подробней изучить огромное российское пространство, и не жалело сил и средств на собирание информации и систематизацию данных. Чего только стоят, например, подворные переписи, в материалах которых указывались подробные данные буквально по каждой крестьянской избе!
Увы, количество не всегда переходило в качество. И сравнение красивых финальных отчетов — с исходными, «сырыми» данными, что хранятся в региональных архивах, нередко наталкивает на мысль, что на заре развития всеобщего государственного учета имели место быть множественные ошибки. Трудно сказать, что здесь влияло в большей степени – умысел чиновников или простое разгильдяйство. Но исследователей до сих пор сбивают с толку неверные данные полуторавековой давности, опубликованные во множестве популярных справочников.
Один из примеров скопления сомнительных данных – широко известная «Карта раскольничьих селений Московской губернии». Эта карта является излюбленным инструментом исследователя религиозной истории московского региона. Вся статистика по старообрядчеству во всех населенных пунктах — на одном листе, наглядно и удобно.
Однако при первой же попытке ознакомления с этим источником, я натолкнулся на некоторые странности. На территории нашей «Новой Москвы» карта показывает всего 8 населенных пунктах, в которых фиксируются жители, придерживающиеся дониконианских традиций: Саларьево, Березки, Фоминское, Былово, Поддубино, Дешино, Новиково, Могутово. Число старообрядцев указано красными цифрами, число прочих жителей – черными:
Форма и цвет символа для обозначения населенного пункта здесь тоже несут информационную нагрузку. Красный цвет – староверы-поповцы, зеленый – беспоповцы. Вытянутый прямоугольник – приверженцы старого обряда составляют менее четверти жителей селения, полукруг – половину жителей, квадрат – все жители:
Соответственно, по нашей территории самым интересным пунктом оказывалось село Березки (Сергиевское): «в селении сплошной раскол», да еще и беспоповцы – довольно «экзотический» толк старообрядчества для московского региона. Этакий маленький «Китеж-град» — причем не где-нибудь в глухих заволжских лесах, а совсем недалеко от Москвы, в густонаселенном районе.
Смущение вызывал лишь тот факт, что по этому селу нами уже было изучено несколько десятков исторических источников, и никакого намека на большую старообрядческую общину в них найдено не было. Село как село. Православная, «никонианская» церковь, которую исправно посещали жители. По метрическим книгам и исповедальным ведомостям – население сплошь православное. Никаких следов «раскольников». Но, может быть, суровые и непримиримые беспоповцы просто хорошо конспирировались?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо было поднять исходные статистические материалы, на которые опирались составители карты. Откуда вообще взялись данные о «сплошном расколе» в селении, где по всем документам жило обычное православное крестьянство? В фондах Центрального государственного архива Москвы (бывший ЦИАМ) сохранилось немало ценных источников по старообрядчеству в Московской губернии.
Для рассмотрения динамики численности староверов в окрестных населенных пунктах, были изучены официальные статистические данные за 1827-1830 годы (ЦГА Москвы, фонд 16, опись 109, дело 10), 1881-83 годы (там же, ф. 203, оп. 744, д. 3073 и ф. 203 оп. 362, д. 112), 1911 год (там же, ф. 54, оп. 177, д. 3141).
В итоге, было обнаружено, что результаты по Березкам и иным селениям, ныне входящим в состав ТиНАО г. Москвы — заметно отличаются от данных, отраженных на популярной карте.
1820-е годы:
Березки-Сергиевское – 1 человек,
Сосенки – 2 человека,
Терехово – 2 человека.
1880-е годы:
Березки-Сергиевское – 3 человека, поповского толка,
Былово – 7 человек, беспоповского толка,
Могутово – 1 человек, беспоповского толка.
То есть, никакого «сплошного раскола». И даже за 1911 год по всей Десеновской волости насчитывалось всего лишь 40 человек старообрядцев, а по Краснопахорской – лишь 23 человека. И это включая временно проживающих! Беспоповцы же в это время официально фиксируются лишь среди наемных рабочих Троицкой суконной фабрики (5 человек).
Вообще, самая большая концентрация старообрядцев в Московском регионе за последнее столетие существования Российской империи — наблюдается именно в промышленных районах. А наши окрестности были довольно бедны на крупные предприятия – в отличие от подольской округи, или какого-нибудь Богородского уезда, заполненного большими фабриками и старообрядческими общинами.
Мораль этой истории довольно проста. Исторические источники бывают первичными, а бывают вторичными. И вторичным источникам, по умолчанию, никогда не стоит доверять, если хочешь докопаться до истины. Если массовые ошибки в переписных листах еще довольно маловероятны, то наглядные иллюстративные материалы, созданные по материалам статистических исследований, уже вполне могут содержать в себе неточности, возникшие при обработке и переписке.
Чем больше раз информация была переработана разными людьми, тем больше погрешностей могло возникнуть. Это же относится и к пересказам чужих историй в личных мемуарах, и ко многим другим историческим материалам. Если есть хоть малейшее сомнение – надо перепроверять.
Это как раз отлично объясняет странные колебания в статистике. То появились, то исчезли. То семь человек, то один. То поповцы, то беспоповцы. Просто временные сотрудники. Кто-то может и обзаводился семьей, оставался на ПМЖ. А кто-то со временем отправлялся на более выгодное место. Промышленная эпоха — эпоха повышенной мобильности. Это крестьянские семьи веками могли на одном месте сидеть. А здесь уже совсем другая история.
Карте же этой я теперь совсем не доверяю. Расхождения с официальной статистикой, на которую она опиралась — по Подольскому уезду доходит до 50%, это уже совершенно не серьезно.
У меня есть одна идея, точнее одна версия, но чтобы её проверить, мне нужно точно знать, кто открыл в Берёзках ситценабивную фабрику, кто ей владел потом и почему она закрылась ( не многовато ли? ).
В отличии от Богородского или Верейского уездов, в Подольском меньше всего зафиксировано старообрядцев, и ни одной старообрядческой церкви. Может были моленные или часовни, но тайные, незарегистрированные. Почему именно в Подольском уезде? Чем он так не «угодил» старообрядцам?
А так, во многих уездах их было еще меньше, чем в Подольском.