Историческое краеведение. Пособие для начинающих

Считается, что профессионалы обычно делают вид, будто их искусство недоступно для человека без специального образования и серьезного опыта. Однако, несмотря на валяющийся в шкафу диплом исторического факультета и десятилетний опыт работы в архивах России и СНГ, я все-таки рискну настоять на обратном. Историком может быть каждый разумный человек, которого это дело привлекает.
 
К сожалению, сейчас наша сфера переживает нашествие воинствующих дилетантов, стремящихся по-быстрому состряпать громкие сенсации, чтобы попиараиться или заработать денег. Эти дилетанты принципиально не желают признавать какой-либо рациональной методологии и наивно полагают, что без существенного интеллектуального багажа и профессиональных навыков можно мгновенно совершить радикальный переворот в огромной и сложной отрасли знания, стоит лишь подключить буйную фантазию и поверить в самодельные псевдонаучные концепции.
 
Поэтому еще раз подчеркну. Историком может стать каждый РАЗУМНЫЙ человек. Каждый, кто не мечется вокруг горячих тем в поисках великих открытий, кто четко осознает границы собственной компетенции и не пытается за один вечер решить какие-то фундаментальные проблемы, над которыми специалисты бьются годами.
 
Если вас действительно привлекает исследование прошлого, то лучше всего не лезть в тяжелые дебри, а начать с микроистории. История отдельных семей. История отдельных населенных пунктов. История небольших регионов. Собственно – краеведение. Здесь точно можно обойтись без специального образования, да и объем информации здесь не столь велик, чтобы тратить на одно исследование половину своей жизни.
 
Главное – сразу избрать правильную тактику, чтобы на первых порах не тратить время на отработку тупиковых путей. Вот об исследовательской тактике мы сейчас и поговорим. На примере нашей «Новой Москвы».
 
***
 
Итак, допустим, что у вас есть интерес к конкретному населенному пункту. Может быть, у вас там дача, может – вы купили поблизости квартиру в новостройке. А может — ваши предки родом именно из этой деревушки.
 
С чего начать изучение истории этой местности?
 
1.
 
Как это принято в исторической науке, начать стоит с изучения историографии вопроса. Проще говоря, надо узнать, что уже исследовано до нас. Чтобы не заниматься долгим и увлекательным изобретением велосипеда.
 
Если в вашем населенном пункте нет каких-то известных памятников архитектуры и прочих достопримечательностей, то, вероятней всего, никаких специальных исследовательских трудов ему посвящено не было. Но проверить все равно стоит.
 
Во-первых, стоит просмотреть каталоги РГБ по вашим ключевым словам. Во-вторых, надо забить все возможные вариации на тему вашего объекта в поисковые системы интернета (как минимум – в Гугл и Яндекс) и внимательно изучить результаты хотя бы по первой сотне интернет-страничек. В-третьих, надо ознакомиться с общими путеводителями и краеведческими книгами по вашей области или району: вполне возможно, что в них обнаружится какая-нибудь ссылочка на статью 1994 года в давно забытой районной газетке, в которой неведомый энтузиаст попытался описать историю именно вашего населенного пункта.
 
Допустим, что наши историографические поиски не увенчались успехом. Никто ничего про искомую деревушку не писал. Отлично! Значит, перед вами настоящая «терра инкогнита», неизвестная земля, каждый шаг по которой будет приносить открытия. Что может быть более захватывающим, чем ощущать себя первопроходцем!
 
2.
 
Следующий шаг – уточнение названия.
 
Возможно, кому-то это покажется странным, но названия (топонимы) порой преподносит совершенно неожиданные сюрпризы. Мне известны реальные случаи, когда любительские исследования месяцами буксовали на месте лишь потому, что название какой-то местности неоднократно менялось на протяжении истории, а исследователи были не в курсе.
 
Например, можно долго искать в документах XVIII века современные деревни Верхнее и Нижнее Валуево, но, увы – там будут попадаться лишь  Покровское и Настасьино. Хотя это Валуево и названо по имени дворянского рода, который владел данной местностью еще раньше, в XVII столетии… В общем, топонимические пути – штука запутанная.
 
Для начального расследования здесь можно воспользоваться картографическими материалами. Отыскав свой населенный пункт на всех основных картах последних столетий — вы буквально за десять минут получите не только полный список вариаций на тему его названия, но и целую кучу дополнительных сведений. Церкви, фабрики, принадлежность земель — здесь можно найти немало всего.
 
Это первая реальная информация, и чтобы дальше эффективно работать с ней, нам понадобятся соответствующие инструменты. Самым важным из которых является хронологическая таблица.
 
3.
 
Создать хронологическую таблицу можно хоть в файле офисной программы, хоть на бумаге – кому что нравится. Лично я предпочитаю брать кусок старых бумажных обоев и делать из него этакий длинный «свиток». По вертикали мы расположим года, а по горизонтали – населенный пункт. Можно и наоборот, тут уж кому что нравится.
 
Главное, чтобы ваша таблица позволяла вписывать достаточно большой объем информации за каждое десятилетие (или даже за каждый год). Сколько будет этих десятилетий – зависит только от вашего упорства. Двести-триста лет можно осилить без особого труда. При должном старании у вас получится пройти через отметку в четыре столетия. Еще глубже в прошлое проникнуть уже труднее, но если повезет, то получится и глубже. Впрочем, там счет пойдет уже не на годы или десятилетия, а на отдельные редкие упоминания в исторических документах.
 
Также, стоит  включить в табличку не только свою деревушку, но и хотя бы 5-6 окрестных населенных пунктов. Даже в микроисторическом исследовании необходимо учитывать полный контекст, живое окружение нашего объекта. Где учились местные дети? Как далеко простирались земли здешнего помещика? В метрических книгах какой церкви делались записи о рождениях и бракосочетаниях жителей? На эти вопросы будет трудно отвечать, если мы сразу не включим в круг поисков соседние деревни и сёла.
 
Указав в таблице всю информацию, которую мы почерпнули из старых карт и схем, можно переходить и к изучению основного массива письменных/печатных исторических источников. Это будет самая долгая и самая сложная часть нашего исследования. И здесь тоже есть определенные нюансы.
 
4.
 
Если мы говорим про изучение источников по конкретному населенному пункту Московского региона, то здесь однозначно стоит начинать с вполне определенного исторического периода: вторая половина XVIII – начало XX века. Именно этот диапазон обеспечен самыми доступными материалами, которые составят вашу опору в дальнейших изысканиях.
 
По XVIII веку можно опереться на фундаментальную подборку материалов В. С. Кусова (Часть 1, Часть 2, карты). Здесь вы почерпнете информацию о статусе и принадлежности населенного пункта, о границах его земель, о количестве населения, и т. д.
 
Если мы продвинемся поближе к нашей эпохе, в XIX век, то здесь появится множество подробных справочников (самые важные из которых представлены в нашей Библиотеке). Указатели селений, списки помещичьих усадеб, атласы промышленности и сельских кустарных производств, памятные книжки Московской губернии, и тому подобное.
 
Как только вы отыщете нужный населенный пункт и его ближайшее окружение хотя бы в половине этих дореволюционных изданий и внесете все полученные данные в свою хронологическую табличку, у вас уже получится небольшое историческое исследование, включающее в себя все основные данные за период  1760-1920-х годов. Чтобы это исследование приобрело более-менее законченный вид, останется только заполнить пробел в виде последних 80 лет. И здесь уже стоит переключиться на следующий исторический источник – живых свидетелей эпохи.
 
5.
 
Начинать изучение самой новейшей истории удобней всего с опроса местных старожилов. Бабушки и дедушки 30-40-х годов рождения найдутся почти в каждой крупной деревне. И большинство из них будут только рады, что кто-то всерьез интересуется их прошлым.
 
Главное, не увлечься, и не начать принимать на веру их рассказы о местных событиях двухсотлетней давности. Даже сюжеты из собственного детства подчас обрастают не существовавшими в реальности дополнениями, что уж говорить про пересказы чужих слов.
 
Как показывает практика работы с населением, значительный процент историй из разряда «а вот мой дед рассказывал, что…» — содержит в себе множество ошибок и откровенных небылиц. Причем, когда речь заходит о каких-то наиболее значимых событиях (Октябрьская революция, нашествие Наполеона, и т. д.), количество небылиц возрастает до небывалых масштабов – ибо любому хочется приукрасить роль своей малой Родины и своих предков в событиях глобального порядка.
 
Каждый, кто имеет достаточный опыт опроса старожилов, хорошо знает, что существуют своего рода «сюжеты-маркеры», после которых сразу же стоит заподозрить собеседника в пересказе расхожих народных сказок под видом личного опыта или опыта предков.
 
Подобными маркерами, например, являются истории про «барина, спрятавшего ценности в неизвестном месте», про то, как некое здание «провалилось прям с людьми во время землетрясения», или про «подземный ход из церкви/усадьбы». Эти байки повторяются от одного населенного пункта к другому, отличаясь лишь незначительными нюансами в плане дат и имен. Какой бы красивой не была история, ее придется отринуть сразу, если наша цель – установление истины. Некоторые ошибки и сказки легко обнаруживаются с помощью перекрестного опроса разных лиц, но это защищает лишь от чьих-то индивидуальных фантазий, а широко распространенные и плотно укоренившиеся местные мифы придется фильтровать уже более сложными путями.
 
Каким бы красочным не оказались рассказы старожилов, их надо уметь переводить в сухие списки исторических фактов. Причем, факты у себя в голове лучше сразу делить на «условно достоверные», например -  информация о местном колхозе, или о сбитом во время войны истребителе. И «условно недостоверные», например – истории о проезде через село Екатерины Великой, или про захоронение в ближайшем лесочке солдат наполеоновской армии. Соответственно, истории второго типа нельзя воспринимать всерьез до тех пор, пока мы не найдем четкого подтверждения в исторических документах или археологических данных.
 
После того, как мы обработаем результаты опросов населения, можно считать, что начальное изучение последних 250 лет завершено, а наша табличка превратилась в маленький учебник местной истории. И вот здесь вольный исследователь оказывается на перепутье. Дальше можно копать «вширь» (то есть, более полно исследовать историю уже известного нам периода), а можно копать «вглубь» (то есть, попытаться выяснить, что здесь было еще раньше).
 
6.
 
«Копание вширь» означает, что дальше вам придется покинуть уютное кресло перед компьютером и переместиться в архивы. Некоторых это пугает, но на самом деле, за последние годы в большинстве архивов Российской Федерации стали вполне дружественно относится к непрофессиональному исследователю. Нежно улыбаться и водить за ручку вас никто, конечно, не станет, но и никаких административных барьеров перед человеком со стороны теперь тоже не существует (хотя, еще совсем недавно без письма из направляющей организации пробиться было невозможно почти никуда).
 
Если мы говорим про столичный регион, то нашими основными архивами станут ЦГА г. Москвы (бывший ЦИАМ) и ЦГАМО (московский областной архив). Соответственно, первый нам понадобится, преимущественно, для изучения дореволюционной истории нашей местности, а вот во втором можно будет отыскать немало ценных материалов по советскому периоду.
 
Запись в читальный зал архива по личному заявлению не представляет ничего трудного. В обоих архивах основную часть пользователей читального зала сейчас составляют генеалоги-любители, отыскивающие следы своих собственных предков, либо выполняющие соответствующие работы на заказ. Поэтому на очередного «чайника» здесь никто не будет смотреть, как на белую ворону. Если повезет попасть на доброго сотрудника, то еще и помогут добрым советом.
 
Алгоритм архивного поиска в нашем случае выглядит примерно следующим образом:
 
1. Долго и тщательно изучаем структуру общества и перечень государственных структур  нашего региона за интересующий нас период (хотя бы на уровне статей из Википедии). Так, чтобы не путать крепостных и государственных крестьян, и хоть немного понимать, чем деятельность райисполкома отличается от деятельности райсовета, или земской управы – от губернского правления.
 
2. Знакомимся с путеводителями по архивам и списками фондов, попутно делая для себя пометки, чтоб потом не запутаться (путеводители можно найти на сайтах архивов). Если вы добросовестно отработали первый пункт алгоритма, то здесь вам будет довольно легко. Если отработали плохо, то мигом пропустите какой-нибудь ключевой фонд, вроде фонда духовной консистории, и потом долго будете удивляться, что никак не можете отыскать в архиве базовую информацию по жителям вашей местности. Архивные путеводители – идеальный документ для начинающего исследователя. В них дается множество прямых подсказок: вот в таком-то фонде встречаются списки крестьянских хозяйств, а вот в таком-то – страховые документы на помещичьи усадьбы.
 
3. Записываемся в архив, и в читальном зале просматриваем описи по фондам, которые мы для себя заранее отметили. Здесь стоит учесть, что некоторые фонды могут содержать в себе одну опись с парой документов, а некоторые – сотни описей с десятками тысяч документов. Поэтому просто прочесать все подряд за одну жизнь точно не получится. Вся надежда лишь на то, что к этому времени вы уже немного знаете базовую историю и топонимику своей местности, а значит — можете пользоваться  указателями персоналий и географических объектов. А также понимаете, в каких именно годах могут скрываться важные белые пятна. Ну и конечно, даже начинающий историк-любитель должен помнить про годы, которые оставили наиболее значимый след в истории любого населенного пункта (1861-1862, 1917-1918, и т. д.)  и просматривать описи документов за эти годы особенно тщательно.
 
В целом, можно сказать, что архивный поиск – это едва ли не самая увлекательная часть любого краеведческого исследования. Здесь вполне можно наткнуться на документ 200-летней давности, который до вас не изучал вообще никто. Это непередаваемое ощущение, словно находишь клад, безвестно пролежавший в земле два столетия.
 
7.
 
Когда вы уже достаточно бегло ориентируетесь в истории последних столетий – можно попробовать заглянуть и поглубже. Но на этом пути нас ждут самые серьезные испытания. 
 
Больше всего здесь повезло тем, в чьей деревне когда-нибудь существовала церковь. Основные данные по всем подмосковным храмам заботливо выписаны из архивных документов еще в XIX веке и приведены в фундаментальной работе Холмогоровых (см. Библиотеку).
 
В большинстве иных случаев, нам сразу придется отправляться в архив. Причем, архив на этот раз будет, что называется, «не для слабонервных». Вся проблема в том, что за последние несколько столетий до неузнаваемости изменился письменный язык. Документ XIX века может с легкостью прочитать любой человек, который знает, как выглядит буква ять, и в конце каких слов ставился твердый знак в дореволюционной орфографии. Но с документом XVII века уже не пройдет вариант «пришел и прочитал». Здесь сначала придется серьезно потренироваться.
 
Вот пример скорописи того времени:
 
 
 
Пример, можно сказать, почти идеальный. Бывает намного хуже.
 
Если вас это не вгоняет в холодный пот, то добро пожаловать в РГАДА. Российский государственный архив древних актов содержит большую часть документов, созданных до XVIII века, а также некоторые документы XVIII-XIX веков. Сейчас в него также может попасть любой историк-любитель по личному заявлению.
 
Но прежде чем отправляться туда искать упоминания о своей местности в документах XVI-XVII веков, стоит внимательно изучить пособие по палеографии (например, в вузовском учебнике по вспомогательным историческим дисциплинам). Это позволит хотя бы правильно читать те буквы в документах, написание которых радикально изменилось за последние столетия.
 
Если на палеографические приключения в РГАДА вы решиться так и не сумели, то существует и еще один путь исследования далекого прошлого – археологический. Однако не спешите хватать лопату и бежать в магазин за металлоискателем. Современное уголовное законодательство строго запрещает любительские раскопки. За умышленное извлечение из культурного слоя старинных предметов можно совершенно спокойно получить несколько лет тюрьмы. Поэтому, если вам реально хочется развиваться в этом направлении – ваш путь должен лежать на истфак, либо волонтером в какую-либо из существующих археологических экспедиций.
 
Если же вернуться к изучению нашей местности, то здесь для начала разумней всего  будет воспользоваться уже существующей археологической картой региона (см. Библиотеку).  Но даже если с помощью этого справочника вам не посчастливилось выяснить, что на пригорке за вашим домом было обнаружено средневековое селище – это еще совсем не значит, что его там не было. Большинство мелких населенных пунктов, существовавших 500, или 1000 лет назад, пока еще просто не исследованы археологическими методами. Попробуйте зайти с другой стороны.
 
Например, можно изучить топонимический справочник. Если название вашей деревни происходит от некалендарного средневекового имени – вполне вероятно, что эта деревня существовала уже в то время. Также, стоит поспрашивать соседей и старожилов – не попадались ли им какие-то интересные находки при строительстве дома или во время сельскохозяйственных работ?
 
Здесь мне сразу вспоминается реальный пример из собственной жизни. В обычном тверском селе у местного жителя в течение десяти лет дома валялся небольшой насквозь проржавевший топор, который он откопал у себя на огороде. Удивительно, но странная форма топора совершенно не удивляла этого вполне образованного человека. Просто как-то не до того было, не задумывался. И лишь благодаря тому, что в гости к владельцу топора однажды зашел человек с историческим образованием, находка оказалась в центре внимания специалистов. Оказалось, что это средневековый боевой топорик и его возраст насчитывает уже много столетий. А холм в ста метрах от деревенского огорода оказался крупным древнерусским городищем.
 
Археологическая история маленького региона собирается по случайным крупинкам. Здесь поначалу всё решают единичные находки, а полноценное исследование возможно лишь с привлечением официальных научных экспедиций. Поэтому, в случае со средневековьем, дать какой-то готовый рецепт исследования очень трудно. Ищите, любопытствуйте, тщательно изучайте уже открытые по соседству примеры. И тогда – как знать! – возможно, что следующая археологическая экспедиция в этот район отправится уже по вашей наводке.
 
***
 
Краеведение – это действительно интересное занятие. С одной стороны, в нем нет ничего сложного: ни крупных капиталовложений, ни риска, ни длительного обучения. Здесь нужен лишь исследовательский энтузиазм и трезвый ум. С другой стороны, по своей увлекательности, это дело ничем не отличается от работы настоящего ученого или детектива. Здесь притаились тысячи настоящих, не придуманных тайн и загадок, раскрыть которые может каждый из нас.
 
И ещё, это не просто хобби. Это большое и полезное дело. Оно не только развлекает лично вас, но и помогает нашему народу открыть новые грани своей истории и культуры.
 
Стоит попробовать!
 
__________________
© Дмитрий Юрков
5559
RSS
00:44
Ну вот я наконец поняла, куда девать рулоны старых, непригодившихся обоев! Век живи- век учись!
Если серьёзно, то идея гениальная. Привычка всё записывать на бумажках или в безликие школьные тетради, а потом мучительно и долго отыскивать как сами «бумажные носители», так и нужные записи, меня неоднократно подводила. Зато рулон обоев точно никуда не потеряется. И потом, на таком масштабном формате и записывать всё нужно крупным почерком, так что можно избежать проблем с прочтением своих собственных каракулей, сделанных на скорую руку.
14:02
Я, когда писал диссертацию, для наглядного отображения сложных закономерностей сделал себе общую схему на рулоне обоев, размером 1х3 метра. Родственники считали, что это уже признак легкой невменяемости, но это действительно было очень удобно. Одним взглядом можно окинуть и хронологический порядок сотни событий, и структурные связи десятков людей и сообществ на протяжении всего этого периода. В голове это не удержишь. Компьютерный экран или лист А4 слишком малы для такого отображения. А на электронную смарт-доску, которые используются в образовательных учреждениях, у меня просто денег бы не хватило. :)