Архитектор Сергей Тропаревский

Сергей Константинович Тропаревский родился в Москве, в 1856 году, в семье потомственного священника. В роду Тропаревских было множество выпускников Вифанской Духовной семинарии, служивших впоследствии в храмах Московской губернии. Но Сергей Константинович посвятил свою жизнь церковной и гражданской архитектуре.В 1879 он году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художественного архитектора.



. В 1887 году определен канцелярским служителем в строительное отделение Московского губернского правления.

В 1888 году, Тропаревский женился на Анне Андреевне Самгиной. Её отец, почётный гражданин Москвы, Андрей Дмитриевич Самгин, был владельцем знаменитого колокольнолитейного завода:





В течение более 130 лет своего существования завод входил в тройку ведущих колокольных предприятий России, наряду с заводами Оловянишниковых и Финляндских. На московском заводе Самгиных отливались колокола с особым переливчатым звоном. Вес колоколов составлял от 200 до 1000 пудов (то есть, от 3 до 16 тонн). Только в Москве они находились в 71 храме. Ими были украшены соборы Санкт-Петербурга, Владимира, Калуги, Екатеринослава, Киева, других городов Российской империи.

По проекту Сергея Тропаревского в Москве были построены доходные дома по улице Макаренко, дом 4 (1904 год) и дом 6 (1894 год), произведена перестройка часовни Берлюковской пустыни у Каменного моста (1890 год, не сохранилась).Работы Тропаревского в Подольском уезде Московской губернии: расширение Воздвиженской церкви в Фроло-Лаврской общине село Лукино (1882 год), придел церкви Сергия село Хотминки (1886 год), церковь в селе Соснино (1886 год), колокольня и расширение церкви в селе Сергиевское-Берёзки (1893 год); в Московском уезде-колокольня и расширение трапезной церкви села Стребукова (1893 год).

За свои работы в области церковной архитектуры С.Тропаревский был удостоен награды от Московской Духовной Консистории. Но к сожалению, ни одного из построенных или реконструированных им храмов в Москве и области не сохранилось до наших дней в оригинальном виде: некоторые были уничтожены полностью, некоторые подверглись серьезным перестройкам и повреждениям.



В селе Соснино (Сосенки) служил священником брат архитектора, Ипполит Тропаревский. По его просьбе Сергей Константинович сделал проект нового храма, так как прежняя церковь обветшала и нуждалась в перестройке.
 
 В 1887-1897 годах на месте прежней церкви был построен каменный Успенский храм в псевдорусском стиле по его проекту. Трапезная часть имела два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского. В храме находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери, и празднование ее совершалось столь же торжественно, как и престольный праздник. По этой причине храм иногда называли Казанским.
 
 Сосенский храм в конце 20 века и весной 2016 года.




 
 
Сергей Тропаревский не только проектировал и участвовал в строительстве храма абсолютно безвозмездно, но и организовал сбор средств и пожертвований для его постройки.
 
 В конце 20 века, закрытый и полуразрушенный храм был снесён, а в 2000 годах, на его месте возведена новая Казанская церковь. Но не всем творениям Тропаревского в Подольском уезде так повезло, как этому храму.

На сайте Москраевед, есть статья о Троицком храме в селе Сергиевское-Берёзки. Автором проекта расширения церкви и постройки новой колокольни был Сергей Константинович Тропаревский. В наши дни от этого уникального храма остались только одни руины.И о возрождении Берёзок пока остаётся только мечтать.



В 1896 году Тропаревский был назначен исполняющим должность младшего архитектора Семиреченского областного правления.
 






Трудно сказать, с чем было связано это назначение в столь удалённую от столицы Семиреченскую область.Возможно, большая конкуренция среди московских зодчих не давала возможности Сергею Константиновичу реализовать свой талант в полной мере, а вдали от Москвы он расчитывал на новые интересные возможности. И отчасти, его ожидания оправдались: в городе Верном (сейчас Алма-Ата) при его участии были построены два знаменитых и сохранившихся до наших дней здания: Вознесенский кафедральный собор и Свято-Николаевский храм.

Вознесенский собор является уникальным архитектурным сооружением. Это одно из высочайших в мире деревянных зданий, самый высокий в мире православный деревянный храм. Высшая точка на верхнем конце креста на главном куполе составляет 39, 64 м, то же самое на верхушке колокольни – 46м. Вместительность – 1,8 тысяч человек.



Почти всё сооружение Вознесенской церкви выполнено из дерева, кроме отдельных стен и углов колокольни, которые прошиты металлическими болтами. В связи с тем, что в конце XIX века в Алма-Ате прошло сильное землетрясение, все постройки стали возводиться из дерева. Благодаря профессионализму архитектора и инженеров собора, новое деревянное здание из голубой тяньшанской ели оказалось весьма сейсмостойким и выдержало очередное 10-бальное землетрясение в 1910 году.
 
 Непосредственно строительством Вознесенского кафедрального собора Тропаревский не занимался, его роль сводилась к подготовке чертежей и необходимой строительной документации.Основные строительные работы по возведению собора были поручены местным и не менее опытным архитекторам, А.Зенкову и П.Гурдэ. На момент окончания строительства, Сергей Тропаревский уже был занят проектированием и непосредственным возведением Свято-Николаевской церкви в г.Верный.



Известно, что после 1910 года архитектор покинул Семиреченскую область и вернулся в Москву. Но потом его следы теряются: ни о его последних работах, ни о годах жизни ничего неизвестно.Больше того, дата его смерти и место погребения не отражены ни в одном из известных и открытых источников. В некоторых случаях, очень осторожно, под знаком вопроса, стоит запись «после 1913 года». Видимо, это последнее сохранившееся официальное упоминание о Сергее Константиновиче.
 
 Куда исчез архитектор, где жил, что делал, и где нашёл свой последний приют? Все эти вопросы пока так и остаются без ответа.
 
 В архивном деле московсого строительного правления есть два рапорта С.Тропаревского, конца 19 века. Он дважды отпрашивался со службы в отпуск, в Константинополь (Стамбул), как он писал — по домашним делам. Что за домашние дела могли быть у архитектора в столице Турции? Возможно, хотел отдохнуть с семьёй на одном из черноморских курортов. А заодно познакомиться с византийскими традициями храмового зодчества.
 
 В начале ХХ в. через Стамбул ежегодно проезжали 8–10 тыс. русских паломников. В ожидании парохода в Святую Землю или на Афон они проводили на берегах Босфора определенное время. Кроме этих паломников, Стамбул посещали множество матросов с русских торговых и военных судов, приезжие из славянских стран. Каждый такой путешественник считал своим долгом поклониться царьградским православным святыням. В столице и некоторых городах Турции, на тот момент, сохранилось несколько православных храмов, и официально действовало три подворья русской православной церкви.Может статься, что давние связи Тропаревского привели его в Стамбул начала 20 века, и там он получил интересное предложение по работе? А потом не захотел, или не смог вернуться домой, в Москву?
 
 Так или иначе, но всё это версии, догадки и предположения, которые ждут своего подтверждения. А главное, фактов из достоверных источников о последних годах жизни архитектора.
 
 Поэтому в деле Сергея Тропаревского пока рано ставить точку, и каждый читатель, кто обладает информацией о судьбе Сергея Константиновича, может написать свою финальную страницу этой истории.

В статье были использованы несколько фотографий с сайта www.sobory.ru
 
____________________
© Гаврилина Ирина
 
 
537
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!