Бывшее село Березки (Сергиевское), церковь и усадьба
Здесь впервые систематически изложены все основные вехи истории забытого памятника старины, восстановленные по десяткам архивных документов и рассказам местных старожилов. В настоящий момент готовится материал для отдельного печатного издания по истории Троицкой церкви, где все упомянутые здесь сюжеты будут рассмотрены подробнее.
Сельцо Березники (также именуемое «Анкундиново») известно по документам, как минимум, с 20-х годов XVII века. Тогда здесь была вотчина окольничего Стефана Матвеевича Проестева, участника заключения Поляновского мира с Речью Посполитой и некоторых иных дипломатических миссий. Уже тогда здесь стояла деревянная церковь, освященная в честь Покрова Богоматери.
В 1649 году Стефан Проестев передает эту землю своему зятю Данилу Степановичу Великогагину, видному военно-политическому деятелю того времени, принимавшему активное участие в событиях, связанных с воссоединением южнорусских земель с Российским государством. Род Великогагиных владел сельцом более 70 лет, и некоторые из владельцев нашли последний приют на местном кладбище. Именно при них название «Березники» постепенно трансформировалось в современное «Березки».
Интересующая нас эпоха началась в Березках с середины XVIII столетия, когда хозяином села оказался князь Сергей Васильевич Салтыков. Блистательный придворный, дипломатический посланник при нескольких европейских дворах, фаворит Екатерины Великой. Слухи даже приписывали ему биологическое отцовство по отношению к императору Павлу Первому. К сожалению, пока не удалось установить, как часто он бывал в этом своем подмосковном имении, и какие порядки он здесь установил.
Достоверно известны лишь два факта. Во-первых, уже тогда село получило его имя: «Сергиевское» (в отдельных документах «Сергиевское-Березки»). Во-вторых, в 1762 году именно на его средства в селе был построен новый каменный храм, освященный во имя Троицы и сохранившийся до наших дней.
На чертежах хорошо видно оригинальное планировочное решение храма. Основной четырехлепестковый объем был окружен по периметру сплошной колоннадой. Вся эта конструкция венчалась сверху единым массивным куполом. Интересно, что четырехлепестковые храмы встречаются в довольно большом количестве (например, в широко известных Дубровицах). Несколько круглых храмов-ротонд, окруженных сплошной колоннадой – тоже сохранились до наших дней (например, не менее известная церковь в Подмоклово). Но вот сочетание этих архитектурных приемов в одном здании – случай действительно уникальный, не имеющий полных аналогов в столичном регионе.
В масштабах одной небольшой статьи не получится пересказать всю историю храма, которую нам удалось проследить по множеству сохранившихся архивных документов. В процессе исследования попадались и весьма курьезные сюжеты. Например, жалоба местного священника на домогательства к его дочери со стороны жителя соседней деревни. Или следственное дело о том, почему в храме не было должным образом организовано празднование одного из так называемых «царских дней», по итогам которого выяснилось, дословно, «что священник жизнь ведет воздержанно и трезвенно, а дьячек пил тогда горячее вино, а оттого зделался слаб, и потому иттить служить с ним было не мочь».
Но, подобные сюжеты интересны разве что в плане изучения сельской культуры и быта того времени. Если же выделить наиболее значимые вехи истории самого храма, то получается примерно следующая картина.
В 1812 году храм, как и большинство окрестных церквей, был разграблен солдатами отступавшей из Москвы французской армии. Согласно последовавшему отчету священника, «хотя в бытность неприятеля некоторые вещи и похищены, однако добросердием прихожан оный недостаток уже вознагражден».
В течение следующих десятилетий Березки жили обычной жизнью провинциальной русской деревни, без каких-либо существенных событий. В 1834 году к храму был пристроен новый тамбур. А в 1854 году наследники С. В. Салтыкова выставили свое имение на продажу.
Новым владельцем это местности стала видная, как сейчас бы сказали, «светская львица» Александра Васильевна Киреева (в девичестве Алябьева).
Историкам они известна, как мать публициста-славянофила Александра Киреева и героя русско-турецкой войны Николая Киреева. В первой же половине XIX столетия она славилась как первейшая красавица высшего общества и завсегдатай модных литературных салонов. В списке ее поклонников отметились Лермонтов и Языков, а Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих стихотворений даже поставил ее на одну доску со своей будущей супругой — «…с восторгом помнишь ты и блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой...».
Александра Васильевна владела Березками ровно двадцать лет.
После освобождения крестьян в 1861 году, понемногу начали дробиться окрестные земли. На патриархальные дворянские гнезда усиливается натиск орды предприимчивых купцов и фабрикантов. К 1870-м годам, постаревшая госпожа Киреева уже перебирается в Тамбовскую губернию к своим родственникам, а ненужные ей Березки вновь оказываются выставленными на продажу. В 1874 году ловкие столичные купцы Касьянов и Овечкин приобретают старую усадьбу вместе с территорией, окружающей церковь, и в том же году продают её Эдуарду Ивановичу Бромлею.
Семейство Бромлеев отметились в русской истории в качестве создателей крупных московских предприятий. Два брата, Эдуард и Фридрих, прибыли в Россию в 1850-х годах и начали с небольшой механической мастерской. А к 1896 году эта мастерская выросла в огромное «Общество механических заводов братьев Бромлей» (в советское время переименованное в завод «Красный пролетарий»).
Естественно, предприимчивый Эдуард Иванович развернул бурную деятельность и в нашем селе Сергиевское-Березки. В 1880 году он открывает здесь стекольный завод, работавший до самой смерти владельца и приносивший прибыль.
Можно с уверенностью предполагать, что это место приглянулось Бромлею не только как площадка под очередной промышленный объект. Судя по всему, этот обрусевший англичанин полюбил Березки и воспринимал их в качестве основной своей загородной дачи. Хотя обширная усадьба, оставшаяся от Салтыковых и наполненная всякими «барскими затеями», и не использовалась Бромлеями в полном объеме, но, тем не менее, – они проводили здесь немало времени и старались поддерживать в угасшем дворянском гнезде относительный порядок.
Именно в это время, в 1893 году происходит первая масшатная реконструкция Троицкой церкви. К храму пристраивается новый каменный тамбур с колокольней, по проекту архитектора Тропаревского (принимавшего впоследствии участие в постройке всемирно известного собора в городе Алма-Аты).
Процесс строительства сначала замедлился, ибо у государственных надзорных ведомств были претензии к проекту. Но в итоге, разрешение на перестройку было дано, при условии бережного отношения к существующим стенам и сохранения колоннады. Колокольня получилась небольшой и не сильно повлияла на общий облик храма.
Вскоре скончался Эдуард Иванович. Он был похоронен здесь же, на церковном кладбище. При его вдове, Эльвире Бромлей, храм незначительно пострадал от знаменитого Московского урагана 1904 года. А затем, обветшавшие останки усадьбы снова оказались предметом торга. В итоге, перед самой революцией, Березки обрели последнего владельца – некого господина Банникова.
К этому времени опустело и село. Многие жители перебрались в быстро растущий город, стекольный завод уже давно не действовал, да и военное время давало о себе знать. Судя по сохранившимся финансовым документам, к 1917 году приход Троицкой церкви стал едва ли не самым бедным и маленьким во всей округе.
Последние упоминания о Троицкой церкви в архивных документах относятся к 1920-м годам. В 1922 году по губернии прокатилось изъятие церковных ценностей. Из соседних храмов было вывезено немало серебряных и позолоченных предметов, и лишь в отчете по Березкам какой-то малограмотный экспроприатор указал, что изъятие произведено не было, так как в церкви «нету ничиво».
Известно, что после 1923 года последний настоятель священник Петр Воинов уже перебрался в соседний храм (церковь Покрова в селе Большое Покровское). Где-то в середине 1920-х службы в Березках окончательно прекратились. В архивах не обнаружилось никакого документа о закрытии храма. Вполне вероятно, что официального акта закрытия и не было. Храм просто опустел и оказался в полузаброшенном состоянии.
На остатках некогда крупного села была поначалу организованна небольшая сельскохозяйственная коммуна, а потом эта территория была передана в распоряжение органов НКВД (а после Великой Отечественной Войны – в ведение МВД). Принадлежность к закрытым силовым структурам не позволяет подробно проследить историю церкви в XX веке по архивным документам.
Если верить рассказам старожилов, то еще до начала ВОВ была разобрана колокольня и колоннада. Кирпичи и остатки утвари достались местным жителям. Какое-то время храм использовался под овощехранилище, а после войны – стал складским помещением образованного на базе бывшей усадьбы пионерлагеря МВД СССР «Березки». В этом статусе он и существует вплоть до последних лет.
На современных фотографиях хорошо видно то плачевное состояние, в котором Троицкая церковь вошла в новую эпоху. Осыпавшаяся штукатурка, выбитые кирпичи, трещины в стенах…
Вдумайтесь только! Где-то рядом с нами, в заросшем полузаброшенном пионерлагере стоит в полном забвении храм с историей в четверть тысячелетия. Храм, который пережил наполеоновское вторжение, пережил все войны и революции прошлого века… Сможет ли он пережить наше мирное и безопасное время – зависит только от нас самих.
Дмитрий Юрков
Сельцо Березники (также именуемое «Анкундиново») известно по документам, как минимум, с 20-х годов XVII века. Тогда здесь была вотчина окольничего Стефана Матвеевича Проестева, участника заключения Поляновского мира с Речью Посполитой и некоторых иных дипломатических миссий. Уже тогда здесь стояла деревянная церковь, освященная в честь Покрова Богоматери.
В 1649 году Стефан Проестев передает эту землю своему зятю Данилу Степановичу Великогагину, видному военно-политическому деятелю того времени, принимавшему активное участие в событиях, связанных с воссоединением южнорусских земель с Российским государством. Род Великогагиных владел сельцом более 70 лет, и некоторые из владельцев нашли последний приют на местном кладбище. Именно при них название «Березники» постепенно трансформировалось в современное «Березки».
Интересующая нас эпоха началась в Березках с середины XVIII столетия, когда хозяином села оказался князь Сергей Васильевич Салтыков. Блистательный придворный, дипломатический посланник при нескольких европейских дворах, фаворит Екатерины Великой. Слухи даже приписывали ему биологическое отцовство по отношению к императору Павлу Первому. К сожалению, пока не удалось установить, как часто он бывал в этом своем подмосковном имении, и какие порядки он здесь установил.
Достоверно известны лишь два факта. Во-первых, уже тогда село получило его имя: «Сергиевское» (в отдельных документах «Сергиевское-Березки»). Во-вторых, в 1762 году именно на его средства в селе был построен новый каменный храм, освященный во имя Троицы и сохранившийся до наших дней.
На чертежах хорошо видно оригинальное планировочное решение храма. Основной четырехлепестковый объем был окружен по периметру сплошной колоннадой. Вся эта конструкция венчалась сверху единым массивным куполом. Интересно, что четырехлепестковые храмы встречаются в довольно большом количестве (например, в широко известных Дубровицах). Несколько круглых храмов-ротонд, окруженных сплошной колоннадой – тоже сохранились до наших дней (например, не менее известная церковь в Подмоклово). Но вот сочетание этих архитектурных приемов в одном здании – случай действительно уникальный, не имеющий полных аналогов в столичном регионе.
В масштабах одной небольшой статьи не получится пересказать всю историю храма, которую нам удалось проследить по множеству сохранившихся архивных документов. В процессе исследования попадались и весьма курьезные сюжеты. Например, жалоба местного священника на домогательства к его дочери со стороны жителя соседней деревни. Или следственное дело о том, почему в храме не было должным образом организовано празднование одного из так называемых «царских дней», по итогам которого выяснилось, дословно, «что священник жизнь ведет воздержанно и трезвенно, а дьячек пил тогда горячее вино, а оттого зделался слаб, и потому иттить служить с ним было не мочь».
Но, подобные сюжеты интересны разве что в плане изучения сельской культуры и быта того времени. Если же выделить наиболее значимые вехи истории самого храма, то получается примерно следующая картина.
В 1812 году храм, как и большинство окрестных церквей, был разграблен солдатами отступавшей из Москвы французской армии. Согласно последовавшему отчету священника, «хотя в бытность неприятеля некоторые вещи и похищены, однако добросердием прихожан оный недостаток уже вознагражден».
В течение следующих десятилетий Березки жили обычной жизнью провинциальной русской деревни, без каких-либо существенных событий. В 1834 году к храму был пристроен новый тамбур. А в 1854 году наследники С. В. Салтыкова выставили свое имение на продажу.
Новым владельцем это местности стала видная, как сейчас бы сказали, «светская львица» Александра Васильевна Киреева (в девичестве Алябьева).
Историкам они известна, как мать публициста-славянофила Александра Киреева и героя русско-турецкой войны Николая Киреева. В первой же половине XIX столетия она славилась как первейшая красавица высшего общества и завсегдатай модных литературных салонов. В списке ее поклонников отметились Лермонтов и Языков, а Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих стихотворений даже поставил ее на одну доску со своей будущей супругой — «…с восторгом помнишь ты и блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой...».
Александра Васильевна владела Березками ровно двадцать лет.
После освобождения крестьян в 1861 году, понемногу начали дробиться окрестные земли. На патриархальные дворянские гнезда усиливается натиск орды предприимчивых купцов и фабрикантов. К 1870-м годам, постаревшая госпожа Киреева уже перебирается в Тамбовскую губернию к своим родственникам, а ненужные ей Березки вновь оказываются выставленными на продажу. В 1874 году ловкие столичные купцы Касьянов и Овечкин приобретают старую усадьбу вместе с территорией, окружающей церковь, и в том же году продают её Эдуарду Ивановичу Бромлею.
Семейство Бромлеев отметились в русской истории в качестве создателей крупных московских предприятий. Два брата, Эдуард и Фридрих, прибыли в Россию в 1850-х годах и начали с небольшой механической мастерской. А к 1896 году эта мастерская выросла в огромное «Общество механических заводов братьев Бромлей» (в советское время переименованное в завод «Красный пролетарий»).
Естественно, предприимчивый Эдуард Иванович развернул бурную деятельность и в нашем селе Сергиевское-Березки. В 1880 году он открывает здесь стекольный завод, работавший до самой смерти владельца и приносивший прибыль.
Можно с уверенностью предполагать, что это место приглянулось Бромлею не только как площадка под очередной промышленный объект. Судя по всему, этот обрусевший англичанин полюбил Березки и воспринимал их в качестве основной своей загородной дачи. Хотя обширная усадьба, оставшаяся от Салтыковых и наполненная всякими «барскими затеями», и не использовалась Бромлеями в полном объеме, но, тем не менее, – они проводили здесь немало времени и старались поддерживать в угасшем дворянском гнезде относительный порядок.
Именно в это время, в 1893 году происходит первая масшатная реконструкция Троицкой церкви. К храму пристраивается новый каменный тамбур с колокольней, по проекту архитектора Тропаревского (принимавшего впоследствии участие в постройке всемирно известного собора в городе Алма-Аты).
Процесс строительства сначала замедлился, ибо у государственных надзорных ведомств были претензии к проекту. Но в итоге, разрешение на перестройку было дано, при условии бережного отношения к существующим стенам и сохранения колоннады. Колокольня получилась небольшой и не сильно повлияла на общий облик храма.
Вскоре скончался Эдуард Иванович. Он был похоронен здесь же, на церковном кладбище. При его вдове, Эльвире Бромлей, храм незначительно пострадал от знаменитого Московского урагана 1904 года. А затем, обветшавшие останки усадьбы снова оказались предметом торга. В итоге, перед самой революцией, Березки обрели последнего владельца – некого господина Банникова.
К этому времени опустело и село. Многие жители перебрались в быстро растущий город, стекольный завод уже давно не действовал, да и военное время давало о себе знать. Судя по сохранившимся финансовым документам, к 1917 году приход Троицкой церкви стал едва ли не самым бедным и маленьким во всей округе.
Последние упоминания о Троицкой церкви в архивных документах относятся к 1920-м годам. В 1922 году по губернии прокатилось изъятие церковных ценностей. Из соседних храмов было вывезено немало серебряных и позолоченных предметов, и лишь в отчете по Березкам какой-то малограмотный экспроприатор указал, что изъятие произведено не было, так как в церкви «нету ничиво».
Известно, что после 1923 года последний настоятель священник Петр Воинов уже перебрался в соседний храм (церковь Покрова в селе Большое Покровское). Где-то в середине 1920-х службы в Березках окончательно прекратились. В архивах не обнаружилось никакого документа о закрытии храма. Вполне вероятно, что официального акта закрытия и не было. Храм просто опустел и оказался в полузаброшенном состоянии.
На остатках некогда крупного села была поначалу организованна небольшая сельскохозяйственная коммуна, а потом эта территория была передана в распоряжение органов НКВД (а после Великой Отечественной Войны – в ведение МВД). Принадлежность к закрытым силовым структурам не позволяет подробно проследить историю церкви в XX веке по архивным документам.
Если верить рассказам старожилов, то еще до начала ВОВ была разобрана колокольня и колоннада. Кирпичи и остатки утвари достались местным жителям. Какое-то время храм использовался под овощехранилище, а после войны – стал складским помещением образованного на базе бывшей усадьбы пионерлагеря МВД СССР «Березки». В этом статусе он и существует вплоть до последних лет.
На современных фотографиях хорошо видно то плачевное состояние, в котором Троицкая церковь вошла в новую эпоху. Осыпавшаяся штукатурка, выбитые кирпичи, трещины в стенах…
Вдумайтесь только! Где-то рядом с нами, в заросшем полузаброшенном пионерлагере стоит в полном забвении храм с историей в четверть тысячелетия. Храм, который пережил наполеоновское вторжение, пережил все войны и революции прошлого века… Сможет ли он пережить наше мирное и безопасное время – зависит только от нас самих.
Дмитрий Юрков
Кирилл, спасибо огромное!!!
На данный момент, это самый информативный современный кадр из всех существующих.
Сегодня как раз был там рядом с двумя коллегами, но храм посмотрели только через пруд, мельком. У нас главной целью было местное кладбище, и ещё ряд исторических и природных объектов в округе.
На данный момент, это самый информативный современный кадр из всех существующих.
Сегодня как раз был там рядом с двумя коллегами, но храм посмотрели только через пруд, мельком. У нас главной целью было местное кладбище, и ещё ряд исторических и природных объектов в округе.
И в дополнение:
Большое спасибо! Ваш ролик — единственная возможность понять, что сейчас представляет собой этот памятник архитектуры. Ведь к нему не пускают.
Видео — высочайшего качества!
Видео — высочайшего качества!
Вот свежий привет из Берёзок: так выглядит сейчас главный вход в бывший детский оздоровительный лагерь «Берёзки»
— то же место в 2014 году. Собственно, это первая фотка, которую я сделал в свой первый приезд в Березки.
Интересно, они советскую мозаику напрочь угробили, или только завесили новым плакатом?
И, раз уже подняли тему, то надо сказать немного о нынешнем «передовом крае» исследовательской работы.
Подтвержденный возраст Березок увеличен аж до 1543 года! Однако никаких храмов здесь тогда еще не было. «В Торокманове стану сельцо Березниково с деревнями» — всего одна строчка. Но сколько дней работы ушло, чтобы эту строчку отыскать…
Подтвержденный возраст Березок увеличен аж до 1543 года! Однако никаких храмов здесь тогда еще не было. «В Торокманове стану сельцо Березниково с деревнями» — всего одна строчка. Но сколько дней работы ушло, чтобы эту строчку отыскать…
Стало известно о постановке Троицкой церкви на государственный учет в качестве памятника культурного наследия города Москвы!
Здесь мы видим практический результат кропотливой работы нашего краеведческого сообщества и два абсолютных рекорда:
1. Впервые в истории ТиНАО выявлен, изучен и поставлен на учет ранее неизвестный памятник архитектуры XVIII века. Причем, это сделано исключительно местными энтузиастами, за свой счет, без какого-либо административного ресурса!
2. Филимонковское поселение ТиНАО официально обрело древнейший архитектурный объект на своей территории. Причем, даже в соседних поселениях лишь два здания (храмы в Станиславле и Первомайском) могут соперничать с ним в плане возраста!
Даже если завтра moskraeved.ru закроется, то все равно можно считать, что он существовал не зря, и уже выполнил хотя бы одну важную историческую миссию. Старинный храм спасен.
Огромное спасибо всем, кто участвовал в этом проекте, и всем, кто старался оказать посильную помощь!
Работы по выявлению объекта, его изучению и оформлению документации вели: Дмитрий Юрков и Ирина Гаврилина.
Бесценную информационную, консультационную, моральную и другую поддержку оказывали: Кирилл Бармашев, Михаил Трушин, Алексей Захаринский, Иван Неслуховский, Дмитрий Шмытов, Анастасия Ассорова, Алла Мосежная и многие другие.
Здесь мы видим практический результат кропотливой работы нашего краеведческого сообщества и два абсолютных рекорда:
1. Впервые в истории ТиНАО выявлен, изучен и поставлен на учет ранее неизвестный памятник архитектуры XVIII века. Причем, это сделано исключительно местными энтузиастами, за свой счет, без какого-либо административного ресурса!
2. Филимонковское поселение ТиНАО официально обрело древнейший архитектурный объект на своей территории. Причем, даже в соседних поселениях лишь два здания (храмы в Станиславле и Первомайском) могут соперничать с ним в плане возраста!
Даже если завтра moskraeved.ru закроется, то все равно можно считать, что он существовал не зря, и уже выполнил хотя бы одну важную историческую миссию. Старинный храм спасен.
Огромное спасибо всем, кто участвовал в этом проекте, и всем, кто старался оказать посильную помощь!
Работы по выявлению объекта, его изучению и оформлению документации вели: Дмитрий Юрков и Ирина Гаврилина.
Бесценную информационную, консультационную, моральную и другую поддержку оказывали: Кирилл Бармашев, Михаил Трушин, Алексей Захаринский, Иван Неслуховский, Дмитрий Шмытов, Анастасия Ассорова, Алла Мосежная и многие другие.
Отличный результат. Поздравляю вас!
Цитата: Shakim
Отличный результат. Поздравляю вас!
Спасибо!
Мне, как жителю Филимонковского поселения, радостно вдвойне.
Надеюсь, что теперь не за горами и следующий этап – реставрация, возобновление богослужений и свободного доступа. Так совпало, что на прошлой неделе еще и местная православная епархия назначила священника, ответственного за этот храм. Уже обсуждали с ним ближайшие шаги в этом направлении.
Надеюсь, что уже совсем скоро можно будет посетить это историческое место легально, а не партизанским порядком, как раньше. Ну и главу про Березки для грядущей книжки теперь можно дописать, само собой. Теперь, эта глава будет, так сказать, с хэппи-эндом. И это замечательно!
Пользуясь случаем, всем напоминаю. Пусть устроить легальную экскурсию в Березки пока еще не представляется возможным, однако вполне можно побывать там, что называется, «виртуально». В субботу, 16 декабря в библиотеке №259 пройдет лекция «Исторические прогулки вокруг Московского», на которой будут показаны, в том числе, и некоторые эксклюзивные материалы по этим местам.
Основные документы из Департамента культурного наследия:
Напоследок, немного воспоминаний о том, как это было.
1. Первая заметка про забытый Троицкий храм, весна-2016. Начало целенаправленных исследований.
2. Прошлогодняя статья, написанная, что называется «на пике отчаяния», когда мы сделали всё от нас зависящее, но внезапно получили очередную бессмысленную отписку от Департамента.
Мораль этой истории такова. Если быть уверенным в правоте своего дела и бороться до конца, невзирая на все трудности, то дело непременно увенчается успехом. Рано или поздно. Главное, не опускать лапки из-за временных неудач.
Еще раз поздравляю всех причастных. Мы сделали это. Ура!
Цитата: Дмитрий Юрков
Если быть уверенным в правоте своего дела и бороться до конца, невзирая на все трудности, то дело непременно увенчается успехом. Рано или поздно. Главное, не опускать лапки из-за временных неудач.
Еще раз поздравляю всех причастных. Мы сделали это. Ура!
Виват!
Если захотеть, сообща, можно сделать много очень важных и полезных дел.Только не останавливаться на достигнутом.
Первый этап спасения Берёзок пройден. А теперь начинается следующий, не менее сложный, но ещё более интересный.Настанет день, когда Берёзки окончательно возвратятся из небытия, и читатели Москраеведа узнают об этом первыми.
Вот так это выглядит на сайте правовой и нормативно-технической документации:
docs.cntd.ru/document/555604599
и на официальном сайте ДКН Москвы: www.mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye-akty/view/208436220/
docs.cntd.ru/document/555604599
и на официальном сайте ДКН Москвы: www.mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye-akty/view/208436220/
Немного новостей по Березкам.
Исследовательское:
Закончена работа над древнейшим периодом местной истории. Обнаружено четыре ранее неизвестных владельца Березок-Березников. Тут вырисовывается целая средневековая боярская вотчина по реке Незнайке, тянувшаяся дальше, вверх по течению. В чем-то это похоже на соседнюю валуевскую вотчину, охватывавшую большую часть течения Ликовы.
Организационно-юридическое:
Храм пока условно приписан к приходу соседнего Марьино. Идет предметный диалог между Патриархией и Росимуществом, оговариваются сроки и условия возвращения церкви верующим. Если не возникнет непредвиденных обстоятельств, то можно надеятся, что уже в этом году склад начнет постепенно превращаться в храм. И люди, наконец, смогут увидеть важнейший местный памятник старины своими глазами, вблизи.
Исследовательское:
Закончена работа над древнейшим периодом местной истории. Обнаружено четыре ранее неизвестных владельца Березок-Березников. Тут вырисовывается целая средневековая боярская вотчина по реке Незнайке, тянувшаяся дальше, вверх по течению. В чем-то это похоже на соседнюю валуевскую вотчину, охватывавшую большую часть течения Ликовы.
Организационно-юридическое:
Храм пока условно приписан к приходу соседнего Марьино. Идет предметный диалог между Патриархией и Росимуществом, оговариваются сроки и условия возвращения церкви верующим. Если не возникнет непредвиденных обстоятельств, то можно надеятся, что уже в этом году склад начнет постепенно превращаться в храм. И люди, наконец, смогут увидеть важнейший местный памятник старины своими глазами, вблизи.
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.