RSS

Русский Некрополь

Сообщений в теме: 4
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
Источником вдохновения для темы послужила статья, что выложена была недавно на форуме: «Надгробие — это ценный культурный объект». Известный домодедовский краевед Владимир Шлёнсков рассказывает о создании в своём районе музея старинных надгробных памятников. Идея хорошая и правильная, и почти во всём с В.Шлёнсковым я согласна. Но в одном моменте хотелось бы возразить, может не самому автору, а скорее уже устоявшемуся в последние годы идеологическому постулату.

Цитата из статьи:

– Дело в том, что после 1917 года у нас началась борьба со всем старым, и люди сбрасывали надгробия своих же собственных прадедов, разбивали их на щебень, рубили на них ветки. Однажды мы нашли надгробие с отчетливыми следами от топора. От той массы памятников, которая сохранялась к 1917 году, почти ничего не осталось.

Получается, что до 1917 года всё было прекрасно и безоблачно в вопросе сохранения памятников старины, а после 1917 начался настоящий кошмар. Но я призываю всех здравомыслящих людей изучать историю комплексно и объективно, не идя на поводу идеологической конъюнктуры, которая периодически меняется, как это уже было в истории нашей страны неоднократно.

Обратимся к дореволюционными источникам, чтобы понять, как обстояло дело с сохранностью памятников, в том числе и старинных кладбищ. Для примера я выбрала два известных на начало 20 века справочника по некрополистике: это «Некрополь Москвы» и «Русский провинциальный некрополь», изданные до революции. Инициатором создания этих трудов выступил не кто-нибудь, а сам Великий Князь Николай Михайлович Романов. Великий Князь был автором нескольких исторических трудов, председателем Русского Исторического и Географического обществ, Общества защиты памятников старины.
По его инициативе был составлен исторический указатель лиц, живших в 14 — начале 20 века и погребённых в Москве. Сбор сведений был возложен на представителей духовенства при монастырских и церковных кладбищах, и проводился в 1904-1906 гг. Справочник был издан в 1907 году, разрешён к изданию цензурой. Составители: В.И.Саитов, Б.Л. Модзалевский.

Предоставим слово самому Его Императорскому Высочеству Великому Князю:
Цитаты из предисловия: " Многое в настоящее время исчезло уже бесследно.В старых Московских монастырях хоронили начиная с 14 века, в течение 6 столетий.Хоронят в некоторых и теперь, и всё на том же сравнительно ограниченном пространстве… Не трудно представить, сколько за это время сменилось поколений умерших.Далеко не одно, впрочем, всеразрушающее время уничтожило следы погребений.Этому немало способствовало упразднение самих монастырей и церквей...., не говоря уже о невежестве, корысти, нашем неуважении к старине и неумении ею дорожить: памятники снимаются с места, продаются торговцам, надписи, кресты, скульптурные изображения исчезают или обезображиваются.Плиты закладываются в фундаменты, тротуары, под водосточные трубы, разбиваются на бут. Целые склепы с засыпанными штукатуркой и пылью веков памятниками, с сорванными гербами, с замазанными краской или уничтоженными надписями, служат складом старых и негодных вещей.
Между тем, многие погребённые были видные в русской истории люди и часто крупные благодетели тех же монастырей, которые способствовали уничтожению их могил"

Великий Князь Николай Михайлович, 27 марта 1907 г.

Далее от составителей справочника:
«Утилизация надгробных памятников практикуется также на упразднённых кладбищах, и в особенности на действующих.Администрация последних тщательно уничтожает не только полуразрушившиеся монументы, но и те, которые в силу различных обстоятельств, преданы только забвению. Столь энергическая деятельность кладбищенской администрации объясняется ея усиленным стремлением к благоустройству, оно в свою очередь, неизбежно влечёт за собой увеличение дохода, находящегося в зависимости от количества проданной под могилы земли».

На сегодняшний день, самым крупным из исторических и статусных кладбищ в Москве можно назвать некрополь Донского монастыря. Там не только сохранилось множество дворянских захоронений, но и уникальных памятников, склепов, часовен:





Второй справочник — «Русский провинциальный некрополь» известен историкам, генеологам и краеведам, как шереметевский некрополь. Издан в 1914 году по инициативе всё того же Великого Князя. В первый том вошли сведения не только по Московской, но и по Архангельской, Владимирской, Вологодской, Тверской и др. губерниям Российской Империи. Составитель В.В.Шереметевский.



От автора: "… В предисловии к Московскому некрополю, августейшим издателем показано значение надгробных надписей для истории и генеалогии, и вместе с тем выяснено печальное состояние русских кладбищ, угрожающее старинным памятникам с ценными надписями скорым и полным уничтожением.
Можно было надеяться, что наряду с успехами культуры и с распространением просвещения будут усиливаться интерес к старине и ревность к охране ея памятников, в том числе и памятников надгробных. Но на деле оказывается не так, и за последнее время в печати было оглашено несколько примеров опустошения кладбищ и вопиющего неуважения к памяти погребённых.
В статье «Категорическая игуменья» («Новое Время, 1912 г., №13037 ) обращается внимание общества на сделанное игуменией С.Петербургского Новодевичьего монастыря объявление о том, чтобы „владельцы могил немедленно озаботились приведением в порядок могильных памятников, под угрозой, что в противном случае администрация монастыря будет вынуждена удалить всё, нарушающее благоустройство кладбища“. Автор статьи высказывает соображение, что за удалением крестов, плит и прочего, очевидно получится гладкое место, которое можно потом опять пустить в продажу.
Подобный же „разгром“ памятников, по проникшим в печать сведениям ( „Голос Москвы“, 1910 г, №18) будто бы уже благополучно приводится в исполнение в Новодевичьем монастыре Московском, где „сбрасываются старые памятники для продажи новых мест“, а сами памятники „продаются на своз в мраморные заведения“. Но „разгром“ кладбищ, якобы происходящий в обоих Новодевичьих монастырях, можно рассматривать как никем не санкционированное действие местных игумений, зависящее от их личных своебразных взглядов на пользы монастырей и на интересы вкладчиков."

Небольшое отступление на тему Новодевичьего монастыря в Москве. На начало 20 века там было более 2 тысяч захоронений и памятников, но в 30-е годы территорию сильно «почистили.» Впрочем, кое-какие древности там всё же остались.



Остались памятники видным историческим личностям, общественным деятелям. Например, памятник на могиле героя Войны 1812 года Дениса Давыдова:



Кого только не хоронили за монастырскими стенами в течении нескольких веков: представителей аристократических родов, деятелей культуры, видных военных и государственных чинов. Всех не перечислишь. Многие нашли покой в земле Новодевичьего монастыря.

И даже сам Великий Мерлин :)



Последний раз была в Новодевичьем в 2016 году, в поисках могилы Д. Шеппинга. После бесплодных поисков среди сохранившихся захоронений, обратилась с вопросом к сотрудникам Мосреставрации, которые занимались восстановлением одного из памятников. Спросила, не попадалась ли им в процессе работы плита или фрагмент надгробия с фамилией Шеппинг. Ответ был отрицательным, но они посоветовали мне посмотреть среди груды плит, валявшихся в нескольких местах на территории.



К сожалению, мои труды не увенчались успехом: надписи на большинстве плит были сбиты, другие невозможно было перевернуть и осмотреть — они просто неподъёмные. Поиски могилы Шеппинга на этом пришлось прекратить.



Снова возвращаюсь к цитатам из книги «Русский провинциальный некрополь»:

«Администрация же московских кладбищ обнаруживает намерение производить такой же „разгром“ на законных основаниях. В газете „Московский листок“ 1911 г, №268, был опубликован проект „упорядочения“ московских кладбищ, составленный комиссией из представителей кладбищенского духовенства и кладбищенской администрации. Как пишет газета, эти правила » всецело направленные лишь к тому, чтобы получить как можно более денег с публики при всяком случае», предупреждают, что могилы с крестами и памятниками сохраняются до 30 лет, а затем продаются другим лицам, если только их не будут посещать родственники погребённых и служить по ним панихиды. Несомненно, что по истечении 30 лет со времени смерти, у очень немногих окажутся родственники, которые будут заботиться о могилах. Какая будет судьба останков владельцев назначенных к продаже могил — неизвестно, ибо кладбищенское начальство, заявляя с завидной смелостью о своём праве продавать «вымороченные» могилы, умалчивает о том, что оно будет делать с костями таких лишённых им прав состояния покойников.
Такая мера противна не только православному взгляду на могилу, как на «вечный дом» умершего, но и правилам Святых Отцев, подвергающим «гробокопателей» на 10 лет отлучения от Причащения Св.Тайн. Если кладбища в столицах беззащитны от разгромов, то чего же можно ожидать хорошего для кладбищ в глухих провинциальных городах или в деревенских захолустьях? На этот вопрос отвечают вести, идущие с мест, от провинциального приходского духовенства.Один священник сообщает, что у него в селе кладбище " частью забито скотом, частью прихвачено под усадьбы". Другой, не без горькой иронии пишет, что " на двух дворянских могилах были устроены два больших памятника, в настоящее же время, один из них усердием жителей села П. разобран до основания, а другой до половины, почему надписей не оказалось ни одной".

Резюмируя приведённые источники, можно с сожалением признать, что с сохранностью памятников старины, в том числе и древних кладбищ, у нас всегда были проблемы — и в царское время, и в советское. А что у нас происходит сейчас, когда мы почти 30 лет живём при капитализме? А всё то же самое, ничего не изменилось.

Пример из последнего номера газеты «Новые округа», где краевед Артур Бурмистров рассказывает об исчезнувшем Спасском погосте.
Источник: newokruga.ru/hram-kotoryiy-myi-poteryali/

" Оказалось, что на месте «погоста Спасского» сейчас находится коттеджный поселок. Участки на месте кладбища в 2007–2009 годах были проданы под жилую застройку. Свидетели строительства поселка рассказали, что при земляных работах было обнаружено множество костей в лесу. По отношению к памяти живших веками на этой земле предков справедливо поставить часовенку и сложить там их кости. Ведь эта церковь была самой старой в округе, еще до постройки церквей в Варварине и Красном ее приход объединял все окрестные деревни и насчитывал 196 дворов. И многие поколения хоронились на погосте Спасском."

Грустно всё это. Вот так живёшь себе, потом покидаешь этот свет, когда приходит время. А через несколько десятков лет твои косточки при очередном " проведении земляных работ" выбрасывают в лес, или вообще на свалку. А как иначе должны поступить далёкие потомки, если мы сами поступали также и показали им дурной пример?
К сохранению старых погостов и захоронений конечно нужно подходить с позиции здорового рационализма. Если бы люди сохраняли все могилы и кладбища за последние 1000 лет, то города мёртвых не оставили бы места для живых. Рано или поздно, но вековые захоронения приходится убирать и утилизировать. Новым поколениям нужны новые пространства для жизнедеятельности, и ничего с этим не поделаешь. Однако, утилизацию старых кладбищ нужно проводить самым достойным образом, а не сносить всё подряд, и не выбрасывать прах ушедших поколений на помойку. Не по христиански это как-то, да и вообще не по людски.
Среди старинных надгробий есть просто выдающиеся экземпляры, которые можно причислить к памятникам культурного наследия. Есть могилы известных и уважаемых людей, которые тоже можно сохранить. Например, на Передельцевском кладбище был похоронен декабрист и создатель военных мемуаров В.С.Толстой. Его могилу удалось сохранить. А вот остальные каменные саркофаги 19-начала 20 века там разбиты и разбросаны под забором кладбища, парочка уцелела, но это ненадолго:



Идея создать в Новой Москве такой музей, который сделали домодедовские краеведы в своём районе, мне представляется возможной и нужной. На территории ТиНАО ещё можно найти старые интересные памятники, могилы выдающихся людей. Например, довольно много таких памятников сохранилось вокруг Спасского храма в Вороново.Если поискать по всем поселениям- можно на целый музей насобирать. Только нужно понимать, что многих подмосковных краеведов в той или иной степени поддерживают местные власти. У нас в Новой Москве пока с этим туго, а силами одних энтузиастов такой проект не поднять. В любом случае, если найдётся поддержка этой идеи среди краеведов других поселений, можно будет попробовать пойти по пути наших коллег из Подмосковья.
Новая Москва уступает не только Старой, но и Московской области по количеству памятников истории и архитектуры. Здесь нет своего краеведческого музея, очень мало сохранилось исторических мест и объектов культурного наследия. Новых, увы, не прибавится. Поэтому такой музей старинных надгробий под открытым небом может стать небольшим островком истории. Истории, застывшей в камне.

Репутация: 1
Рейтинг: 44
Кол-во тем: 49
Сообщения: 260
В бывшем селе Передельцы и в Валуево фундаменты 5-6 домов стоят на белокаменных надгробиях с местных кладбищ (1920-60-е годы постройки). Причем, тащили не только чужие надгробия. У нас есть как минимум один пример, когда для строительства использовали могильную плиту собственного дедушки.
Репутация: 0
Рейтинг: 6
Кол-во тем: 17
Сообщения: 68
История в тему на Лобановском кладбище в Домодедово:

vk.com/club168094369?z=video2075523_456239143%2F556b82c10e926660a4%2Fpl_post_2075523_10301
Репутация: 0
Рейтинг: 6
Кол-во тем: 17
Сообщения: 68
Л.А.Беляев «Опыт изучения исторических некрополей и персональной идентификации методом археологии». Открыто для чтения:

trof-av.livejournal.com/129362.html
Репутация: 0
Рейтинг: 6
Кол-во тем: 17
Сообщения: 68
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.