Экскурсия в усадьбу Валуево 10 июня 2017
Много лет назад мне довелось встретиться с необыкновенным и талантливейшим писателем Михаилом Дорошенко. Он в таком совершенстве владеет языком, что может подражать стилю любого из русских классиков. А его фантазии могут позавидовать дети. Про таких говорят, что он опередил свой век, что его поймут только потомки. Но, увы, потомки его не поймут. Похоже, если так пойдёт дело дальше, потомки перестанут понимать и классиков. Он безвестен и непризнан. И только мне его произведения очень близки.
Михаил Ильич – автор фантастических рассказов и киносценариев. Но по ним никогда не будут сняты фильмы. Режиссёр, к которому обратился писатель, сказал откровенно:
— «Я не Феллини. Такое снять не могу».
Один из самых сильных рассказов Михаила Дорошенко – «Злейший друг» — затрагивает тему безвозвратной потери огромного культурного достояния в результате Октябрьской революции. Автор описывает это как уход античных богов из Петербурга.
«Мы вас ждали, – сказала Афродита, снимая перчатку, но ничего, кроме легкого волнения я не ощутил от прикосновения к ее руке. – Нам хотелось внести некоторую ясность в наши отношения. Дело в том, что мы – боги, – сказала она непринужденно, – античные боги ...»
«Скоро, совсем уже скоро, в России начнется такой хаос, от которого содрогнется земля. Мы оставляем вашу страну, покидаем, как черные курицы».
«Но война скоро кончится, – попытался я им возразить, – и все станет на свои места».
«Нет, молодой человек, – сказал Гермес, – вы еще не знаете, что такое хаос. Ад проснулся!
«Не дай Бог вам, Алешенька, дожить до этих страшных дней. Лучше бы вам погибнуть на фронте. Мы предлагаем вам сесть в нашу лодку и отправиться вместе с нами. Не пожалеете, уверяю вас, Алексей».
«Но как же Россия, сударыня? Я не могу дезертировать с фронта».
«Как хотите. Мы вас предупредили. Касательно России, – вскоре ее не станет».
Вот какую апологию аристократизма писатель вложил в уста своего героя — Гермеса:
«Проезжая мимо особняков богатых особ на колясках, иные думают, что бремя богатства также легко нести, как и отсутствие его. Отнюдь, скажу я вам, отнюдь! Можно жить в праздной нищете и пребывать в трудах приумножения и сохранения богатства. Но как, думается вам, можно жить в такой роскоши, – и он обвел тростью вокруг себя, – когда в мире столько обездоленных? Достойнейшая мысль… препохвально… однако бесплодная, ибо, как говорится в Писании, обездоленные и бедные всегда пребудут с вами, а богатые и знатные убудут. Быть может, сказано не совсем так, но это неважно. Что вы будете делать без богатых и знатных? Впрочем, богатые будут всегда, а знатные убудут. О ком вы будете писать в своих романах? Кого вы будете разоблачать и возвеличивать в театрах? В чьи окна с вожделением вы будете заглядывать тайком в надежде увидеть нечто неземное, божественное? Кому вы будете завидовать в конце концов? К идеалам каких рыцарей будете стремиться? К идеалам столяра Ивашко, высшим достижением коего в духовной сфере является то, что он бросил пить и умер в третий день от ипохондрии?»
В надежде хотя бы заглянуть в окна тех навсегда покинутых усадеб, где в прежние времена гостили боги красоты и гармонии, я и отправился с группой пилигримов под предводительством Аллы Валерьевны – хранительницы собрания книг местного провинциального городка – в старую усадьбу Валуево, которой когда-то владел президент Академии художеств граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
В детстве мне повезло. Тогда усадьба была открыта для всех. Я имел возможность видеть неожиданное единство изысканных очертаний охотничьего домика и грубой мощи каменного грота в его подножии. Видеть неразрывную связь неукротимой жизни вечно галдящих, требующих пропитания ласточкиных птенцов и строгого молчания белокаменных колонн, на уступах капителей которых эти стремительные птицы строили свои гнёзда.
Фотографировать в дружной компании – залог шаблонных снимков, «фоток». Настоящий фотограф должен быть один. Пришло на память святоотеческое изречение: «Монах должен быть один. Второй с ним – Бог». Так и фотограф. И пускай он ни в какое сравнение не идёт с духовным подвижником, но и творческий человек в одиночестве находится в обществе своего ангела-хранителя, мудро наставляющего, подсказывающего и показывающего ему сюжеты. Поэтому от экскурсии я намеренно отстал. Не помню уже, когда вот так, не спеша, в одиночестве удавалось пройти по уютным дорожкам великолепного Валуевского парка, среди старинных лип и дубов. Тем более, я намеревался найти траву Кольник колосистый, который в Московской области обитает только здесь.
Но, увы, первое впечатление от парка было жутким. Представляете, кто-то придумал всю траву скосить «под ноль», как сейчас косят на обочинах дорог. Кто это, кому пришла в голову эта неслыханная дикость!? Вероятно, потомки столяра Ивашко так проявили себя. Если в наше предыдущее посещение поднявшаяся трава радовала глаз зелёным ковром, то теперь какие-то жалкие ошмётки этого великолепия не могли даже прикрыть землю. Боже мой, до чего может дойти человеческая глупость и безвкусие! Эти качества неуместны нигде, но совершенно недопустимы в парке, который веками служил образцом гармонии между созданиями Природы и творением человеческих рук. Прямо-таки некий злой дух проходит по нашей земле и уничтожает всё то, где бы могло согреться созерцанием красоты человеческое сердце. Вот и сейчас вместо ожидаемой радости, моё сердце сжалось от ощущения резкого диссонанса. Деревья рассказали мне о воплях несчастных травинок, чью зелёную плоть со злобой и ненавистью разрывали в клочья дико завывающие орудия казни в руках равнодушных гастарбайтеров.
Наш мир создан не только Высшим Разумом, он создан Величайшим Художником. И человеку, если он лишён всякого вкуса, вносить свои жалкие коррективы – деятельность сродни богохульству.
И я хотел уже бежать прочь отсюда, но добрался до уголков, которых ещё не тронули эти жуткие изобретения бездушных людей. Там, где среди лип, подобно маленькому народу эльфов, водили хороводы голубые цветы лесной незабудки, я и встретил кольник.
(По щелчку мыши фото открываются в полном размере, в котором я и рекомендую смотреть оные)
Вероятно, когда-то он был завезён сюда специально. И это был некоторый эксперимент, так как кольник никогда не использовался в качестве газонной травы. Но чувство прекрасного и здесь не подвело старых хозяев усадьбы. Видимо, они выбрали кольник для озеленения из-за его красивых, с тёмными пятнами листьев, которые хорошо покрывают почву. Кольник относится к семейству колокольчиковых, но цветы его невзрачны. Как и все колокольчиковые, его можно употреблять в пищу. Причём, как траву, так и корень. И в Европе некоторые виды кольников действительно едят. Многие помнят сказку братьев Гримм «Рапунцель». Но никто ещё не сказал, какое точно растение фигурировало под этим именем. Так вот, один из претендентов на Рапунцель это кольник. Сорвав листик, я попробовал его пожевать. Да, есть можно. Но чтобы ради него так рисковать, чтобы лазить к ведьме за забор – нет, пожалуй, на это не пойдёт никто.
Дальше я направился к излюбленному с детства гроту у подножия охотничьего домика. Тогда в него можно было пройти, а сейчас вход в него заварен решёткой. Наверное, это правильно. Ведь кладка не вечна, стены уже разрушаются. А вот установленный перед гротом белый павильон, где проводятся свадебные торжества, явно не к месту. Грот теряется за ним. При этом современный павильон чужд и гроту и домику. И мне было жалко для него даже единственного щелчка затвора моего старенького «Никона».
Для того, чтобы понять, как здесь было раньше, публикую свою фотографию 80-х годов. Как видите, в домике не были заложены железом окна, и он был вполне посещаем – там располагалась местная библиотека.
Поднявшись на верх грота, я тщетно искал дыру для выхода дыма (когда-то в гроте охотники жгли костры и жарили добычу на вертелах). В детстве мы разыгрывали так гостей, никогда не бывавших в Валуево. Дыра была не видна в траве, и нужно было направить приятеля прямо на неё. И только в одном шаге от внезапно открывшейся бездны новичок в испуге резко останавливался, а я с удовлетворением цитировал Маяковского:
«А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно».
Да, дыры не было. Её заложили, чтобы уже никто не допускал подобных шуток со своими знакомыми.
Следующей целью моего путешествия было посмотреть на строения и парк сквозь объектив фиш-ай, который имеет поле зрения 180 градусов по диагонали кадра. Публикую самые удачные, на мой взгляд, снимки.
Чистотел
По моим расчётам экскурсия заканчивалась, и надо было спешить к группе.
Я успел ещё захватить рассказ Галины Анатольевны о том, как после революции вся обстановка усадьбы была вывезена в неизвестном направлении, а всё, показавшееся менее ценным, сожжено.
По окончании экскурсии наша встреча не закончилась. Впереди было ещё заседание «Клуба путешественников» и поход самых отчаянных его членов в урочище «Тюльпаны».
Продолжение следует…
Михаил Ильич – автор фантастических рассказов и киносценариев. Но по ним никогда не будут сняты фильмы. Режиссёр, к которому обратился писатель, сказал откровенно:
— «Я не Феллини. Такое снять не могу».
Один из самых сильных рассказов Михаила Дорошенко – «Злейший друг» — затрагивает тему безвозвратной потери огромного культурного достояния в результате Октябрьской революции. Автор описывает это как уход античных богов из Петербурга.
«Мы вас ждали, – сказала Афродита, снимая перчатку, но ничего, кроме легкого волнения я не ощутил от прикосновения к ее руке. – Нам хотелось внести некоторую ясность в наши отношения. Дело в том, что мы – боги, – сказала она непринужденно, – античные боги ...»
«Скоро, совсем уже скоро, в России начнется такой хаос, от которого содрогнется земля. Мы оставляем вашу страну, покидаем, как черные курицы».
«Но война скоро кончится, – попытался я им возразить, – и все станет на свои места».
«Нет, молодой человек, – сказал Гермес, – вы еще не знаете, что такое хаос. Ад проснулся!
«Не дай Бог вам, Алешенька, дожить до этих страшных дней. Лучше бы вам погибнуть на фронте. Мы предлагаем вам сесть в нашу лодку и отправиться вместе с нами. Не пожалеете, уверяю вас, Алексей».
«Но как же Россия, сударыня? Я не могу дезертировать с фронта».
«Как хотите. Мы вас предупредили. Касательно России, – вскоре ее не станет».
Вот какую апологию аристократизма писатель вложил в уста своего героя — Гермеса:
«Проезжая мимо особняков богатых особ на колясках, иные думают, что бремя богатства также легко нести, как и отсутствие его. Отнюдь, скажу я вам, отнюдь! Можно жить в праздной нищете и пребывать в трудах приумножения и сохранения богатства. Но как, думается вам, можно жить в такой роскоши, – и он обвел тростью вокруг себя, – когда в мире столько обездоленных? Достойнейшая мысль… препохвально… однако бесплодная, ибо, как говорится в Писании, обездоленные и бедные всегда пребудут с вами, а богатые и знатные убудут. Быть может, сказано не совсем так, но это неважно. Что вы будете делать без богатых и знатных? Впрочем, богатые будут всегда, а знатные убудут. О ком вы будете писать в своих романах? Кого вы будете разоблачать и возвеличивать в театрах? В чьи окна с вожделением вы будете заглядывать тайком в надежде увидеть нечто неземное, божественное? Кому вы будете завидовать в конце концов? К идеалам каких рыцарей будете стремиться? К идеалам столяра Ивашко, высшим достижением коего в духовной сфере является то, что он бросил пить и умер в третий день от ипохондрии?»
В надежде хотя бы заглянуть в окна тех навсегда покинутых усадеб, где в прежние времена гостили боги красоты и гармонии, я и отправился с группой пилигримов под предводительством Аллы Валерьевны – хранительницы собрания книг местного провинциального городка – в старую усадьбу Валуево, которой когда-то владел президент Академии художеств граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин.
В детстве мне повезло. Тогда усадьба была открыта для всех. Я имел возможность видеть неожиданное единство изысканных очертаний охотничьего домика и грубой мощи каменного грота в его подножии. Видеть неразрывную связь неукротимой жизни вечно галдящих, требующих пропитания ласточкиных птенцов и строгого молчания белокаменных колонн, на уступах капителей которых эти стремительные птицы строили свои гнёзда.
Фотографировать в дружной компании – залог шаблонных снимков, «фоток». Настоящий фотограф должен быть один. Пришло на память святоотеческое изречение: «Монах должен быть один. Второй с ним – Бог». Так и фотограф. И пускай он ни в какое сравнение не идёт с духовным подвижником, но и творческий человек в одиночестве находится в обществе своего ангела-хранителя, мудро наставляющего, подсказывающего и показывающего ему сюжеты. Поэтому от экскурсии я намеренно отстал. Не помню уже, когда вот так, не спеша, в одиночестве удавалось пройти по уютным дорожкам великолепного Валуевского парка, среди старинных лип и дубов. Тем более, я намеревался найти траву Кольник колосистый, который в Московской области обитает только здесь.
Но, увы, первое впечатление от парка было жутким. Представляете, кто-то придумал всю траву скосить «под ноль», как сейчас косят на обочинах дорог. Кто это, кому пришла в голову эта неслыханная дикость!? Вероятно, потомки столяра Ивашко так проявили себя. Если в наше предыдущее посещение поднявшаяся трава радовала глаз зелёным ковром, то теперь какие-то жалкие ошмётки этого великолепия не могли даже прикрыть землю. Боже мой, до чего может дойти человеческая глупость и безвкусие! Эти качества неуместны нигде, но совершенно недопустимы в парке, который веками служил образцом гармонии между созданиями Природы и творением человеческих рук. Прямо-таки некий злой дух проходит по нашей земле и уничтожает всё то, где бы могло согреться созерцанием красоты человеческое сердце. Вот и сейчас вместо ожидаемой радости, моё сердце сжалось от ощущения резкого диссонанса. Деревья рассказали мне о воплях несчастных травинок, чью зелёную плоть со злобой и ненавистью разрывали в клочья дико завывающие орудия казни в руках равнодушных гастарбайтеров.
Наш мир создан не только Высшим Разумом, он создан Величайшим Художником. И человеку, если он лишён всякого вкуса, вносить свои жалкие коррективы – деятельность сродни богохульству.
И я хотел уже бежать прочь отсюда, но добрался до уголков, которых ещё не тронули эти жуткие изобретения бездушных людей. Там, где среди лип, подобно маленькому народу эльфов, водили хороводы голубые цветы лесной незабудки, я и встретил кольник.
(По щелчку мыши фото открываются в полном размере, в котором я и рекомендую смотреть оные)
Вероятно, когда-то он был завезён сюда специально. И это был некоторый эксперимент, так как кольник никогда не использовался в качестве газонной травы. Но чувство прекрасного и здесь не подвело старых хозяев усадьбы. Видимо, они выбрали кольник для озеленения из-за его красивых, с тёмными пятнами листьев, которые хорошо покрывают почву. Кольник относится к семейству колокольчиковых, но цветы его невзрачны. Как и все колокольчиковые, его можно употреблять в пищу. Причём, как траву, так и корень. И в Европе некоторые виды кольников действительно едят. Многие помнят сказку братьев Гримм «Рапунцель». Но никто ещё не сказал, какое точно растение фигурировало под этим именем. Так вот, один из претендентов на Рапунцель это кольник. Сорвав листик, я попробовал его пожевать. Да, есть можно. Но чтобы ради него так рисковать, чтобы лазить к ведьме за забор – нет, пожалуй, на это не пойдёт никто.
Дальше я направился к излюбленному с детства гроту у подножия охотничьего домика. Тогда в него можно было пройти, а сейчас вход в него заварен решёткой. Наверное, это правильно. Ведь кладка не вечна, стены уже разрушаются. А вот установленный перед гротом белый павильон, где проводятся свадебные торжества, явно не к месту. Грот теряется за ним. При этом современный павильон чужд и гроту и домику. И мне было жалко для него даже единственного щелчка затвора моего старенького «Никона».
Для того, чтобы понять, как здесь было раньше, публикую свою фотографию 80-х годов. Как видите, в домике не были заложены железом окна, и он был вполне посещаем – там располагалась местная библиотека.
Поднявшись на верх грота, я тщетно искал дыру для выхода дыма (когда-то в гроте охотники жгли костры и жарили добычу на вертелах). В детстве мы разыгрывали так гостей, никогда не бывавших в Валуево. Дыра была не видна в траве, и нужно было направить приятеля прямо на неё. И только в одном шаге от внезапно открывшейся бездны новичок в испуге резко останавливался, а я с удовлетворением цитировал Маяковского:
«А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно».
Да, дыры не было. Её заложили, чтобы уже никто не допускал подобных шуток со своими знакомыми.
Следующей целью моего путешествия было посмотреть на строения и парк сквозь объектив фиш-ай, который имеет поле зрения 180 градусов по диагонали кадра. Публикую самые удачные, на мой взгляд, снимки.
Чистотел
По моим расчётам экскурсия заканчивалась, и надо было спешить к группе.
Я успел ещё захватить рассказ Галины Анатольевны о том, как после революции вся обстановка усадьбы была вывезена в неизвестном направлении, а всё, показавшееся менее ценным, сожжено.
По окончании экскурсии наша встреча не закончилась. Впереди было ещё заседание «Клуба путешественников» и поход самых отчаянных его членов в урочище «Тюльпаны».
Продолжение следует…
Цитата: Алексей Захаринский
Я успел ещё захватить рассказ Галины Анатольевны о том, как после революции вся обстановка усадьбы была вывезена в неизвестном направлении, а всё, показавшееся менее ценным, сожжено.
Вероятней всего, в ЦГАМО есть опись этой обстановки, с указанием того, какие предметы куда были вывезены. Кажется, Ирина во время нашего последнего похода по Каменке рассказывала что-то про послереволюционные описи валуевского усадебного имущества. Мне особенно запомнилось оборудование для изготовления и укладки асфальта. Лепешкины были хозяйственные господа.
Да, Ирина даже сканы публиковала из этой описи www.moskraeved.ru/forum/topic/103-usadba-valuevo
Цитата: Алексей Захаринский
как после революции вся обстановка усадьбы была вывезена в неизвестном направлении, а всё, показавшееся менее ценным, сожжено.
Ну это конечно чушь собачья.
Во всех без исключения усадьбах Московской губернии, экспроприация проводилась по одному сценарию: самое ценное в виде картин, статуй, библиотек, предметов интерьера, фарфора и т.д. описывалась представителями комиссии музейного отдела(МУЗО) Наркомпроса. Причём отбирались не все подряд предметы, а только те, которые представляли художественную и музейную ценность. Их вывозили на спец.склады или хранилища, потом уже распределяли по музеям, различным фондам, что-то шло на реализацию. Дальше уже оставшееся имущество описывалось и распределялось местными органами власти.
В Валуево с первых лет советской власти был организован совхоз с одноимённым названием, он входил в группу военных подсобных хозяйств, и даже был «кустовым» — на базе нескольких бывших имений в районе была создана Валуевская группа совхозов. Всё хозяйственное добро и постройки использовались по прямому назначению- для ведения сельского хозяйства. Остальные усадебные строения и обстановка пригодились для организации дома отдыха, а затем санатория Валуево. Ну не в голых же стенах этот дом отдыха создавали! Конечно, в первые годы часть обстановки и предметов интерьера из-за небрежной эксплуатации были утрачены. Ещё часть просто со временем обветшала и пришла а негодность, ну и не надо сбрасывать со счетов тот факт, что работники и обслуживающий персонал (я никого не обвиняю, а просто предполагаю) поразбирали со временем мало-мальски ценные вещицы, вплоть до мебели, по своим домам, на «сувениры», так сказать. Поэтому утверждение, что вся обстановка усадьбы была полностью вывезена или сожжена — считаю голословным и ошибочным.
Цитата: Алексей Захаринский
Да, Ирина даже сканы публиковала из этой описи
Я пересняла часть описи имущества, она была довольно объёмная — в усадьбе Валуево было капитальное и хорошо организованное хозяйство. Но всё выкладывать здесь не имеет смысла, просто несколько страниц выложила для примера.
Вот интересная история с усадебной библиотекой была. В Валуево находилось очень большое и ценное собрание книг, причём собранных как в долепёшкинскую эпоху, так и самим Лепёшкиным. Как уже писала выше, наиболее ценную часть библиотеки забрал Наркомпрос. Часть этих книг наверняка сейчас находятся в Ленинке или ГПИБ. Остальное собрание, причём обширное, было оставлено для библиотеки дома отдыха. В 20-х годах в местные органы власти поступило заявление от жителей (читала в архиве), что в доме отдыха Валуево находится большая интересная библиотека.Но пользуются ей только отдыхающие, а хорошо бы, чтобы и местное население имело к ней доступ. Дальнейшая судьба этих книг мне неизвестна. Но неоднократно встречала байку, что местный житель после войны нашёл на чердаке дома в Валуево стопки ценных книг (количество не уточняется). Если этот факт имел место быть — значит кто-то из работников санатория собрал и припрятал ценные книги, до поры до времени, но не сумел реализовать свою «заначку».
В санатории Валуево и сейчас есть библиотека, но скорее всего это книги уже советских времён. Я читала, что одно время санаторная библиотека располагалась в бывшем охотничьем домике. Где сейчас- не в курсе.
Цитата: new_muscovite
Мне особенно запомнилось оборудование для изготовления и укладки асфальта. Лепешкины были хозяйственные господа.
Меня там много чего удивило. Например, что в каждой ванной и туалетной комнате висели иконы и картины.
Цитата: Irina-1968
Я читала, что одно время санаторная библиотека располагалась в бывшем охотничьем домике. Где сейчас- не в курсе.
Да, именно там. Свидетельствую от первого лица. А сейчас библиотека располагается в главном корпусе.
Члены «Клуба путешественников» очень удачно расположились на мостках на берегу Ликовы. Заботливая Алла Валерьевна принесла коврик, мгновенно превратившийся в скатерть-самобранку. Гвоздём программы стали местные пирожки. А я поделился своим кофе из термоса, разлив по 170 граммов на брата.
Подкрепившись, мы приступили к решению краеведческого квеста, подготовленным Дмитрием Юрковым. Вопросы были разные по сложности, но на все, кроме одного коллективный разум нашёл ответ.
Может быть, авторы других отчётов остановятся на этом поподробнее, а я ограничусь фотографиями.
Теперь о нашей лесной прогулке. К сожалению, для неё нашлось только трое желающих. Зато, каких желающих! Я не слышал от них ни слова упрёка или недовольства, хотя мои обещания провести их посуху и без препятствий оказались, мягко говоря, не соответствующими действительности. Их так манил к себе лес, что хотелось осмотреть всё новые и новые места. Поэтому «Тюльпанами» мы не ограничились. Сходили и на Шаляпинский родник, и на поляну близ Ликовы.
Вот они – неутомимые любительницы природы, не привыкшие отступать перед трудностями.
На привале по просьбе слушателей читал свои рассказы.
Небольшой рассказ об объектах растительного и грибного мира, встретившихся нам.
Папоротник Страусник обыкновенный, высаженный на Шаляпинском роднике.
Этот папоротник легко отличить от других по тому, что он имеет отдельные от вай спороносные побеги. Молодые вегетативные побеги страусника служат традиционной едой индейцев.
При кашле, удушье, в качестве вяжущего средства, при лихорадочных заболеваниях и злокачественных опухолях использовали корневища страусника.
При испуге, судорогах, эпилепсии, в качестве успокаивающего средства, при болях в желудке и кишечнике, воспалительных заболеваниях назначают настойку из корневищ, а также препараты листьев и спороносных побегов.
Следующая находка также была съедобной. Но мало кто знает, что появляющиеся в июне на засохших дубах ярко-жёлтые грибы можно есть. Называется этот гриб трутовиком серно-жёлтым. Только нельзя брать старые грибы и те, которые растут на хвойной древесине. Такие становятся ядовитыми. Возможно, при умелом приготовлении, этот гриб и напоминает курятину, как утверждают гурманы, но мне кажется, что больше ему подходит сравнение с соевым мясом. Далеко не самое вкусное блюдо.
Это Дрёма (или Смолёвка) двудомная
На что похожи цветки этого злака? Правильно, на перловую крупу. Так он и называется – Перловник поникший.
Будет ещё небольшое добавление.
Подкрепившись, мы приступили к решению краеведческого квеста, подготовленным Дмитрием Юрковым. Вопросы были разные по сложности, но на все, кроме одного коллективный разум нашёл ответ.
Может быть, авторы других отчётов остановятся на этом поподробнее, а я ограничусь фотографиями.
Теперь о нашей лесной прогулке. К сожалению, для неё нашлось только трое желающих. Зато, каких желающих! Я не слышал от них ни слова упрёка или недовольства, хотя мои обещания провести их посуху и без препятствий оказались, мягко говоря, не соответствующими действительности. Их так манил к себе лес, что хотелось осмотреть всё новые и новые места. Поэтому «Тюльпанами» мы не ограничились. Сходили и на Шаляпинский родник, и на поляну близ Ликовы.
Вот они – неутомимые любительницы природы, не привыкшие отступать перед трудностями.
На привале по просьбе слушателей читал свои рассказы.
Небольшой рассказ об объектах растительного и грибного мира, встретившихся нам.
Папоротник Страусник обыкновенный, высаженный на Шаляпинском роднике.
Этот папоротник легко отличить от других по тому, что он имеет отдельные от вай спороносные побеги. Молодые вегетативные побеги страусника служат традиционной едой индейцев.
При кашле, удушье, в качестве вяжущего средства, при лихорадочных заболеваниях и злокачественных опухолях использовали корневища страусника.
При испуге, судорогах, эпилепсии, в качестве успокаивающего средства, при болях в желудке и кишечнике, воспалительных заболеваниях назначают настойку из корневищ, а также препараты листьев и спороносных побегов.
Следующая находка также была съедобной. Но мало кто знает, что появляющиеся в июне на засохших дубах ярко-жёлтые грибы можно есть. Называется этот гриб трутовиком серно-жёлтым. Только нельзя брать старые грибы и те, которые растут на хвойной древесине. Такие становятся ядовитыми. Возможно, при умелом приготовлении, этот гриб и напоминает курятину, как утверждают гурманы, но мне кажется, что больше ему подходит сравнение с соевым мясом. Далеко не самое вкусное блюдо.
Это Дрёма (или Смолёвка) двудомная
На что похожи цветки этого злака? Правильно, на перловую крупу. Так он и называется – Перловник поникший.
Будет ещё небольшое добавление.
Конец нашей прогулки был сильно омрачён. Я обещал провести своих спутниц на живописную поляну близ Мешково. Но вместо хорошо утоптанной лесной дороги, ведущей туда, мы встретили вот такие картины. Вместо дороги была жидкая грязь. На некоторых живых деревьях была содрана кора. Причём с основной дороги пробили сквозь лес отвороты к берегу Ликовы – и там та же страшная картина.
Это кому-то пришло в голову пилить и вывозить сухостойные ёлки, погубленные короедом. И вот ради нескольких сотен стволов так изуродовали лес. Я не говорю о тех деревьях, которые попадали в результате урагана и перекрыли тропинку вдоль Ликовы – они были оперативно распилены, но чурки оставили на месте, и это правильно. А вывозят сухостой зимой, по крепко схваченному морозом пути.
Раньше было
А сейчас
Вот в таком виде предстала наша заветная поляна. Практически, значительной её части уже нет – весь травяной покров уничтожен тракторами.
Вот, какой она была
А сейчас
Это кому-то пришло в голову пилить и вывозить сухостойные ёлки, погубленные короедом. И вот ради нескольких сотен стволов так изуродовали лес. Я не говорю о тех деревьях, которые попадали в результате урагана и перекрыли тропинку вдоль Ликовы – они были оперативно распилены, но чурки оставили на месте, и это правильно. А вывозят сухостой зимой, по крепко схваченному морозом пути.
Раньше было
А сейчас
Вот в таком виде предстала наша заветная поляна. Практически, значительной её части уже нет – весь травяной покров уничтожен тракторами.
Вот, какой она была
А сейчас
Может быть не совсем в тему, но последний пост и фотографии сподвигли меня написать это здесь.
В газете «Московский комсомолец», от 29.06.2017 г, вышла статья к пятилетию основания Новой Москвы, называется «Пятилетка успеха: как из подмосковной глуши выросла Новая Москва». Всю статью разумеется здесь ни выкладывать, ни комментировать не стану, могу только коротко резюмировать — выдали желаемое за действительное. Вот несколько тезисов из этой заказухи:
1.Городская структура будет упорядочена, а двор и улица разделены между собой
2.Долой унылые однообразные «муравейники»: в Новой Москве будет разнообразие архитектурных решений
3.Ехать за хлебом на другой конец города не придётся — социальная инфраструктура и общественный транспорт под боком
4.И главное — бережное и уважительное отношение к природе, сохранение зелёных территорий, создание новых парков
5.Плюс ко всему — реставрация имеюшихся 184 объектов культурного наследия (это отдельный пункт, который следует предметно обсудить в другой теме).
Итак, если сравнить пост и фотографии Алексея Захаринского с пунктом номер 4 в статье — становится очевидным, что корреспонденты наших СМИ пишут свои репортажи, не выходя из редакции. Вот они поездили бы по ТиНАО, и поглядели на это " бережное и уважительное отношение к природе и сохранение зелёных территорий". мы бы им немало могли подсказать маршрутов для обзорной «экскурсии». Но ведь не поедут. Им проще написать то, что заказано. Чему удивляться, древнейшая профессия даёт о себе знать.
Основной тренд статьи — Новая Москва не останется глухой тмутараканью… То есть, прежняя территория Московской области была глухой тмутараканью, жили здесь сплошь какие-то дикие жители, а вот пришли некие умники и превратили эти края в город-сад, и осчастливили местное население на всю оставшуюся жизнь.
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники… ©
В газете «Московский комсомолец», от 29.06.2017 г, вышла статья к пятилетию основания Новой Москвы, называется «Пятилетка успеха: как из подмосковной глуши выросла Новая Москва». Всю статью разумеется здесь ни выкладывать, ни комментировать не стану, могу только коротко резюмировать — выдали желаемое за действительное. Вот несколько тезисов из этой заказухи:
1.Городская структура будет упорядочена, а двор и улица разделены между собой
2.Долой унылые однообразные «муравейники»: в Новой Москве будет разнообразие архитектурных решений
3.Ехать за хлебом на другой конец города не придётся — социальная инфраструктура и общественный транспорт под боком
4.И главное — бережное и уважительное отношение к природе, сохранение зелёных территорий, создание новых парков
5.Плюс ко всему — реставрация имеюшихся 184 объектов культурного наследия (это отдельный пункт, который следует предметно обсудить в другой теме).
Итак, если сравнить пост и фотографии Алексея Захаринского с пунктом номер 4 в статье — становится очевидным, что корреспонденты наших СМИ пишут свои репортажи, не выходя из редакции. Вот они поездили бы по ТиНАО, и поглядели на это " бережное и уважительное отношение к природе и сохранение зелёных территорий". мы бы им немало могли подсказать маршрутов для обзорной «экскурсии». Но ведь не поедут. Им проще написать то, что заказано. Чему удивляться, древнейшая профессия даёт о себе знать.
Основной тренд статьи — Новая Москва не останется глухой тмутараканью… То есть, прежняя территория Московской области была глухой тмутараканью, жили здесь сплошь какие-то дикие жители, а вот пришли некие умники и превратили эти края в город-сад, и осчастливили местное население на всю оставшуюся жизнь.
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники… ©
Цитата: Irina-1968
вышла статья к пятилетию основания Новой Москвы
Мда… По пунктам 3-5 я бы задал ряд вопросов автору. :)
Про природу и культурное наследие — ладно, на этом форуме про них и так уже много было сказано. Но вот общественный транспорт… Мой рекорд последних месяцев — три исчезнувших автобуса подряд. Не опоздавших, а вообще не пришедших. Массовая дематериализация на маршруте. И что толку от их бодрых 15-минутных интервалов, когда в итоге все равно стоишь на остановке 45 минут… Можно, конечно, пересесть на машину. Но тогда я увеличу пробки и автобусы вообще никогда не придут. Вообще, у нас тут на машине страшно за ворота выехать. Вот нынешней весной на нашей дороге сосед застрял в глине… Триста метров от здания администрации. Дорога к жилым домам. Москва, 21 век. Асфальт? Не, не слышали.
Цитата: Irina-1968
4.И главное — бережное и уважительное отношение к природе, сохранение зелёных территорий, создание новых парков
©
Их бы в Марьинский ручей или вернее в то, что с ним сделали, запихнуть.
Валуевский парк уже давно выкашивают, с тех пор, как появилось у нас в стране тогда новомодное мероприятие- покос газонов. И в бестолку было доказывать, что косят специальную газонную траву, а не дикую. В парке в начале 90-х еще встречались грибы. Поддубовики росли на поляне перед главным корпусом, со стороны парка естественно. Даже они росли перед старым клубом (ныне церковь, в прошлом оранжерея). По парку походив можно было набрать белых, подосиновиков, подберезовиков, лисичек и кучу сыроежек. Но после того, как начались покосы и по осени вдобавок начали вывозить листву, с грибами пришлось распрощаться.
Библиотека, до середины 80-х располагалась в Охотничьем домике, потом переехала в главный корпус, а после пожара в нем находилась на территории старого лагеря «Искорка». Дальнейшая судьба не известна. Руководила ей в те года Зоя Александровна. Я даже, когда школьную летнюю практику отрабатывал, работал у нее. Особо мне запомнились книги Брема, но издание уже было послевоенное. Особо старинных книг я там не приметил.
После пожара реставрировать главный корпус взялись армяне, фирма «Лусине», окончательно «убив» внутренний интерьер и внешний вид корпуса. Исчезли чугунные львы со входа, появились эти из папье-маше.
Цитата: Сергей Анатольевич
Их бы в Марьинский ручей или вернее в то, что с ним сделали, запихнуть.
Да, иной раз меня охватывает сходное желание. Такой уголок природы убили! И ведь никто не занимается ликвидацией затопления. В последнем ответе из прокуратуры значится, что затопление, якобы, ликвидировали.
Цитата: Сергей Анатольевич
После пожара реставрировать главный корпус взялись армяне, фирма «Лусине», окончательно «убив» внутренний интерьер и внешний вид корпуса. Исчезли чугунные львы со входа, появились эти из папье-маше.
Внутрь уже и не пускают.
А львы? Я тоже помню, что были чугунные. Куда же их дели?
Цитата: Сергей Анатольевич
Но после того, как начались покосы и по осени вдобавок начали вывозить листву, с грибами пришлось распрощаться.
Да уж давно доказали недопустимость таких покосов и вывоза листвы snob.ru/profile/28474/blog/91861 Но практика продолжается, и сейчас даже у садоводов становится модным косить траву налысо и вывозить опавшую листву в лес. Не думают, не читают, а делают, как все. В табуне ошибки прощают, личности — никогда не простят.
Цитата: Алексей Захаринский
В последнем ответе из прокуратуры значится, что затопление, якобы, ликвидировали.
Я такого не видел. Всё, что видел я — подтопление вообще не упоминается, как будто его нет.
Активисты Нижнего Валуева борются с этим, писали письма всем, вплоть до президента. Недавно приезжали представители Народного Фронта. Все фиксировали. Чем дело кончится пока не известно.
Где нибудь в Армении, у кого то на даче сидят.
Внутрь уже и не пускают.
А львы? Я тоже помню, что были чугунные. Куда же их дели?
Где нибудь в Армении, у кого то на даче сидят.
Цитата: aeneusЦитата: Алексей Захаринский
В последнем ответе из прокуратуры значится, что затопление, якобы, ликвидировали.
Я такого не видел. Всё, что видел я — подтопление вообще не упоминается, как будто его нет.
Прошу прощения во-первых за неточную цитату, а во-вторых, что сразу не поставил тебя в известность о новом ответе.
В ответе написано так: «В настоящее время водоток Марьинского ручья восстановлен».
Цитата: Алексей Захаринский
В ответе написано так: «В настоящее время водоток Марьинского ручья восстановлен»
Что-то на местности я этого не наблюдаю. :)
Цитата: Сергей Анатольевич
Исчезли чугунные львы со входа, появились эти из папье-маше.
Цитата: Алексей Захаринский
А львы? Я тоже помню, что были чугунные. Куда же их дели?
А вы точно уверены, что
Металлические скульптуры, в том числе и львы, были установлены ещё при Д.С. Лепёшкине. Конечно, за истекшее столетие они утратили прежний лоск. В прошлом году, на экскурсии в Валуево, М.Ю.Коробко рассказал такую версию: владелец санатория, Главмосстрой, имея большой запас серебряной краски, которой видимо было некуда девать, распорядился покрасить ей всё, что только можно. В том числе, и валуевских львов. Про то, что царственных животных давно заменили — разговора не было. Или я что-то упустила?
Если всё-таки настоящих старорежимных львов умыкнули и заменили новоделом, то когда именно и кто их наваял?
А вы точно уверены, чтоцарь не настоящийльвы поддельные?
Если всё-таки настоящих старорежимных львов умыкнули и заменили новоделом, то когда именно и кто их наваял?
В следующий раз, когда навестите Валуево, постучите по львам. Будет глухой, не металлический звук. Кто и как их заменил, я уже выше предположение сделал, после реставрации. Про серебряную краску то же как то не айс. Её видимо только и на львов хватило, потому как больше ничего посеребренного не было.
Цитата: Сергей Анатольевич
В следующий раз, когда навестите Валуево, постучите по львам.
Да ладно, я вам верю на слово. Стучать по многострадальным львам совсем необязательно, а то ещё за порчу санаторного имущества привлекут! )))
Кстати, немного про это самое Лусине:
Реставрационно-строительный концерн «Лусине» был образован в 1989 году и начал свою деятельность с осуществления ряда реставрационных проектов. Среди первых контрактов по реставрации были контракт на реставрацию Третьяковской галереи и реставрации старинного особняка в историческом центре города на Большой Никитской. Затем, в 1992 году, почетный заказ на реставрацию подмосковной усадьбы видного историографа, президента Российской академии художеств А. И. Мусина-Пушкина в Валуево.
А вот умная мысль с их сайта, кому принадлежит-непонятно, подписи нет. Но мощно задвинули:
Реставратор воссоздает, его главная цель — аутентичность, точность соответствия, незаметность восстановления. Реставрационное вмешательство в жизнь здания должно не только восстанавливать его облик, интерьер, но и главное — раскрывать душу, чувства, мысли и талант древних создателей перед современниками, своего рада их послание в будущее. (орфография сохранена).
www.lusine.ru/rus/about_the_company.phtml.
Цитата: Сергей Анатольевич
Исчезли чугунные львы со входа, появились эти из папье-маше.
Львы тоже недовольны таким бессовестным обманом!
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.