Старосадский переулок Часть 1. Лютеранская церковь
Кафедральный собор апостолов Петра и Павла в центре Москвы, в Старосадском переулке — главный лютеранский храм Европейской части всей России. А приход храма — один из старейших в Москве.Община церкви Петра и Павла образовалась ещё в начале 17 века. Первые церкви лютеранской общины либо были снесены, либо погибали от пожаров, но каждый раз восстанавливались. Последний храм, сгоревший во время войны 1812 года восстановлению не подлежал.
В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.
В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.
К началу 20 века приход храма насчитывал более 17 тысяч человек. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова — одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.
5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.
После революции приход Петропавловского собора официально не закрывался, но из храма было изъято большое количество материальных ценностей, община начала сокращаться.
В ноябре 1936 г. пастор и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично — на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.
Только в начале 90-х годов лютеранская община храма Петра и Павла была вновь зарегистрирована, и началась поэтапная реставрация здания церкви.Последним штрихом стало восстановление в 2010 году шпиля, высота которого составляет 62 м.
Вид на собор со Старосадского переулка:
Из старинных реликвий в лютеранском храме сохранилась алтарная Библия 1665 г. из разрушенной церкви Св.Михаила в Немецкой слободе, алтарь в стиле барокко 1764 г, и орган 1898 г. фирмы «Вильгельм Зауэр».
Портал главного входа:
Правый неф с готическими окнами:
Ризница:
Апсида:
Капелла, ранее — часовня для отпевания умерших.Построена по проекту архитектора Ф.Шехтеля:
Ранее, в храмовый комплекс лютеранской общины входило несколько зданий, в том числе дома причта, служебные постройки, Петропавловское женское и мужское училища. Только часть этих зданий на сегодняшний день возвращены общине, остальные остаются жилыми домами и организациями:
Одно из служебных зданий на территории церкви:
Осмотреть помещение лютеранского храма изнутри не получилось: во-первых, нужна предварительная договорённость и разрешение пастора церкви. Во вторых, с 22 марта у лютеран началось празднование года Реформации, с таким событием общину официально поздравили и зам.Мэра столицы, и Администрация президента РФ. В кафедральном соборе Петра и Павла сейчас проходят торжественные мероприятия, репетиции, концерты и т.д. Поэтому не до залётных визитёров, типа меня.
Внутренний вид собора в видеоролике с сайта храма:
Не знаю почему, но посещение лютеранской церкви оставило чувство некоего напряжения. И ещё раздражает то обстоятельство, что в большинстве случаев невозможно лицезреть ни одно культовое сооружение, не говоря уже об усадьбах или гражданских зданиях, являющихся памятниками культурного наследия, чтобы автомобили не загораживали к ним проход или не портили вид зданий.
На мой взгляд, это неуважение и к месту религиозного культа, и к его прихожанам. Сразу вспомнилось, как когда-то Иисус изгонял торговцев из храма. Думаю, если бы Он сейчас посетил наши края, то изгнал бы не только торговцев, но и автомобилистов, которые путают Дом Божий со своим офисом или особняком.
И последний взгляд на кафедральный лютеранский собор — вид церкви с Петроверигского переулка в стиле «а ля Готика»:
В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.
В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.
К началу 20 века приход храма насчитывал более 17 тысяч человек. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова — одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.
5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.
После революции приход Петропавловского собора официально не закрывался, но из храма было изъято большое количество материальных ценностей, община начала сокращаться.
В ноябре 1936 г. пастор и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично — на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.
Только в начале 90-х годов лютеранская община храма Петра и Павла была вновь зарегистрирована, и началась поэтапная реставрация здания церкви.Последним штрихом стало восстановление в 2010 году шпиля, высота которого составляет 62 м.
Вид на собор со Старосадского переулка:
Из старинных реликвий в лютеранском храме сохранилась алтарная Библия 1665 г. из разрушенной церкви Св.Михаила в Немецкой слободе, алтарь в стиле барокко 1764 г, и орган 1898 г. фирмы «Вильгельм Зауэр».
Портал главного входа:
Правый неф с готическими окнами:
Ризница:
Апсида:
Капелла, ранее — часовня для отпевания умерших.Построена по проекту архитектора Ф.Шехтеля:
Ранее, в храмовый комплекс лютеранской общины входило несколько зданий, в том числе дома причта, служебные постройки, Петропавловское женское и мужское училища. Только часть этих зданий на сегодняшний день возвращены общине, остальные остаются жилыми домами и организациями:
Одно из служебных зданий на территории церкви:
Осмотреть помещение лютеранского храма изнутри не получилось: во-первых, нужна предварительная договорённость и разрешение пастора церкви. Во вторых, с 22 марта у лютеран началось празднование года Реформации, с таким событием общину официально поздравили и зам.Мэра столицы, и Администрация президента РФ. В кафедральном соборе Петра и Павла сейчас проходят торжественные мероприятия, репетиции, концерты и т.д. Поэтому не до залётных визитёров, типа меня.
Внутренний вид собора в видеоролике с сайта храма:
Не знаю почему, но посещение лютеранской церкви оставило чувство некоего напряжения. И ещё раздражает то обстоятельство, что в большинстве случаев невозможно лицезреть ни одно культовое сооружение, не говоря уже об усадьбах или гражданских зданиях, являющихся памятниками культурного наследия, чтобы автомобили не загораживали к ним проход или не портили вид зданий.
На мой взгляд, это неуважение и к месту религиозного культа, и к его прихожанам. Сразу вспомнилось, как когда-то Иисус изгонял торговцев из храма. Думаю, если бы Он сейчас посетил наши края, то изгнал бы не только торговцев, но и автомобилистов, которые путают Дом Божий со своим офисом или особняком.
И последний взгляд на кафедральный лютеранский собор — вид церкви с Петроверигского переулка в стиле «а ля Готика»:
Ооо, родной Старосадский!
В лучшие годы жизни я проводил там не меньше 10-15 часов в неделю, в соседнем здании. :)
Вообще, мне кажется это самый приятный уголок Старой Москвы (между Маросейкой и Солянкой). Пересеченная местность, куча интересных объектов… А как там было здорово в самом конце 90-х, когда еще оставались старые притаившиеся дворики с древним населением. Бабушки с самоварами, какие-то уличные погреба, словно в далекой провинции. Очень милые места были!
В лучшие годы жизни я проводил там не меньше 10-15 часов в неделю, в соседнем здании. :)
Вообще, мне кажется это самый приятный уголок Старой Москвы (между Маросейкой и Солянкой). Пересеченная местность, куча интересных объектов… А как там было здорово в самом конце 90-х, когда еще оставались старые притаившиеся дворики с древним населением. Бабушки с самоварами, какие-то уличные погреба, словно в далекой провинции. Очень милые места были!
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.