Деревня Летово
Деревню Летово в Сосенском поселении Новой Москвы вероятно следовало бы переименовать в село — там сохранился построенный ещё в прежние времена храм Архангела Михаила. Пожалуй, на сегодняшний день это единственная летовская достопримечательность.
Известное с 17 века как сельцо Глухово, старанием владельцев, семейством бояр Бутурлиных, приобрело статус села. При Бутурлиных был построен первый, деревянный храм Николая Чудотворца. Боярская вотчина, а затем дворянское имение, Летово неоднократно меняло владельцев. Одним из них с середины 17 века был думный дъяк Поместного приказа, Автомон Иванов. Современным жителям это имя мало о чём говорит. А вот имя его внучки, Дарьи Салтыковой, вошедшей в историю как душегубица-Салтычиха, замучившей насмерть десятки своих крестьян и дворовых людей, наверняка известно многим.
Автомон Иванов был на тот момент крупнейшим землевладельцем в округе: он скупил множество земель, с сёлами, деревнями и пустошами. Ну приблизительно как известный в наши дни бизнесмен Вадим Мошкович. Кстати, сейчас недалеко от деревни Летово по заказу Мошковича строится элитная школа.
После смерти Автомона Иванова, село Летово досталось в наследство его дочери- Аграфене, тётке злополучной Салтычихи. Сын Аграфены Автомоновны, Пётр Иванович Бибиков, унаследовавший имение после матери, в конце 18 века заказал построить новую, уже каменную церковь.
Храм простоял в прежнем виде до начала 20 века. В 1902 году, архитектором и военным инженером, Николаем Сергеевичем Шуцманом, была проведена капитальная реконструкция храма, пристроена трапезная с двумя приделами.
В советское время, как и большинство храмов, летовская церковь была закрыта. В здании сначала оборудовали мастерскую по изготовлению черепицы, затем использовали как овощехранилище.
Последний священник храма был репрессирован в 30-е годы прошлого века. В знак памяти о нём, и других священнослужителях летовской церкви, недалеко от входа установлен памятник:
Как следует из памятной таблички, установленной на стене церкви, этот памятник истории и архитектуры 18 века был восстановлен в 1995-1997 году, попечительством гендиректора РАО «Мострансгаз», А.Н.Козаченко.
Ещё в прежние времена, храм Архангела Михаила в Летово был не только усадебным, но и приходским храмом, и приход считался довольно большим, по тем меркам. В наше время, приход церкви тоже можно считать одним из крупных и финансово-обеспеченных в районе.
В современном Летово осталось совсем мало прежних жителей и старых домиков, которые доживают свой век среди капитальных строений разных размеров и архитектурных стилей.
Часть жителей — потомки прежних старожилов, в дома своих предков наезжают в основном в летний период. Огороды есть почти у всех. Домашнюю скотину мало кто держит, но на одном поле видела пасущуюся корову.
Иногда попадаются отремонтированные старинные дома, но из-за высоких железных заборов можно лицезреть только верхнюю часть — крышу с мезонином, часть резных наличников.
Основная же часть жителей Летово, как и большинства новомосковских деревень — приезжие из Москвы, либо других регионов, купившие за последние 2 десятка лет здесь участки. Чем современнее и капитальнее дом, тем больше вероятности, что обитатель усадьбы не имеет здесь исторических корней, но решил обосноваться со своей семьёй надолго и всерьёз.
Аккуратные почтовые ящички сейчас можно увидеть не только в Летово, но в большинстве посёлков Новой Москвы. Для чего они предназначены? Ведь сейчас почти никто не выписывает газеты, и редко пишет бумажные письма. Но зато можно класть квитанции об оплате ЖКХ или рекламные листовки, приглашение на выборы.
Спортивный парк для детей и семейного досуга летовцев обустроен как нельзя лучше, и ничуть не уступает городским площадкам подобного предназначения.
Правда есть у парка один недостаток — но можно ли считать это недостатком в наше время? — справа от входа, за высоким забором вплотную к парку располагается летовское кладбище. По нашим меркам — кладбище современное, возникло здесь в послевоенное время. Старинное сельское кладбище, где испокон века хоронили жителей Летово и соседних приходских деревнь Прокшино, Макарово, Лихоткино, Ларёво — находилось непосредственно рядом с храмом. Сейчас от него не осталось и следа. Но в память о жителях деревни, в том числе погибших во время Великой Отечественной Войны, рядом с церковью установлен памятный обелиск с ангелом на вершине ( как вариант — это богиня Победы, Ника, но я не смогла хорошо разглядеть скульптуру издалека).
Что ещё сохранилось в Летово от прежних времён? Пожалуй, живописные природные территории и пруды.
История села и деревни Летово на самом деле до конца не изучена и не написана. Не хочу забегать вперёд, но надеюсь, что придёт время, когда история этих мест будет доступна всем жителям Новой Москвы в полноценном формате.
Что же до современной истории Летово — она пока на развилке двух дорог, между прошлым и будущим. И каким оно будет — зависит от многих факторов, но в первую очередь, от самих жителей. Сумеют ли они сохранить былую самобытность деревни, живописные природные территории, или Летово превратится в безликий однообразный посёлок городского типа — время покажет.
Известное с 17 века как сельцо Глухово, старанием владельцев, семейством бояр Бутурлиных, приобрело статус села. При Бутурлиных был построен первый, деревянный храм Николая Чудотворца. Боярская вотчина, а затем дворянское имение, Летово неоднократно меняло владельцев. Одним из них с середины 17 века был думный дъяк Поместного приказа, Автомон Иванов. Современным жителям это имя мало о чём говорит. А вот имя его внучки, Дарьи Салтыковой, вошедшей в историю как душегубица-Салтычиха, замучившей насмерть десятки своих крестьян и дворовых людей, наверняка известно многим.
Автомон Иванов был на тот момент крупнейшим землевладельцем в округе: он скупил множество земель, с сёлами, деревнями и пустошами. Ну приблизительно как известный в наши дни бизнесмен Вадим Мошкович. Кстати, сейчас недалеко от деревни Летово по заказу Мошковича строится элитная школа.
После смерти Автомона Иванова, село Летово досталось в наследство его дочери- Аграфене, тётке злополучной Салтычихи. Сын Аграфены Автомоновны, Пётр Иванович Бибиков, унаследовавший имение после матери, в конце 18 века заказал построить новую, уже каменную церковь.
Храм простоял в прежнем виде до начала 20 века. В 1902 году, архитектором и военным инженером, Николаем Сергеевичем Шуцманом, была проведена капитальная реконструкция храма, пристроена трапезная с двумя приделами.
В советское время, как и большинство храмов, летовская церковь была закрыта. В здании сначала оборудовали мастерскую по изготовлению черепицы, затем использовали как овощехранилище.
Последний священник храма был репрессирован в 30-е годы прошлого века. В знак памяти о нём, и других священнослужителях летовской церкви, недалеко от входа установлен памятник:
Как следует из памятной таблички, установленной на стене церкви, этот памятник истории и архитектуры 18 века был восстановлен в 1995-1997 году, попечительством гендиректора РАО «Мострансгаз», А.Н.Козаченко.
Ещё в прежние времена, храм Архангела Михаила в Летово был не только усадебным, но и приходским храмом, и приход считался довольно большим, по тем меркам. В наше время, приход церкви тоже можно считать одним из крупных и финансово-обеспеченных в районе.
В современном Летово осталось совсем мало прежних жителей и старых домиков, которые доживают свой век среди капитальных строений разных размеров и архитектурных стилей.
Часть жителей — потомки прежних старожилов, в дома своих предков наезжают в основном в летний период. Огороды есть почти у всех. Домашнюю скотину мало кто держит, но на одном поле видела пасущуюся корову.
Иногда попадаются отремонтированные старинные дома, но из-за высоких железных заборов можно лицезреть только верхнюю часть — крышу с мезонином, часть резных наличников.
Основная же часть жителей Летово, как и большинства новомосковских деревень — приезжие из Москвы, либо других регионов, купившие за последние 2 десятка лет здесь участки. Чем современнее и капитальнее дом, тем больше вероятности, что обитатель усадьбы не имеет здесь исторических корней, но решил обосноваться со своей семьёй надолго и всерьёз.
Аккуратные почтовые ящички сейчас можно увидеть не только в Летово, но в большинстве посёлков Новой Москвы. Для чего они предназначены? Ведь сейчас почти никто не выписывает газеты, и редко пишет бумажные письма. Но зато можно класть квитанции об оплате ЖКХ или рекламные листовки, приглашение на выборы.
Спортивный парк для детей и семейного досуга летовцев обустроен как нельзя лучше, и ничуть не уступает городским площадкам подобного предназначения.
Правда есть у парка один недостаток — но можно ли считать это недостатком в наше время? — справа от входа, за высоким забором вплотную к парку располагается летовское кладбище. По нашим меркам — кладбище современное, возникло здесь в послевоенное время. Старинное сельское кладбище, где испокон века хоронили жителей Летово и соседних приходских деревнь Прокшино, Макарово, Лихоткино, Ларёво — находилось непосредственно рядом с храмом. Сейчас от него не осталось и следа. Но в память о жителях деревни, в том числе погибших во время Великой Отечественной Войны, рядом с церковью установлен памятный обелиск с ангелом на вершине ( как вариант — это богиня Победы, Ника, но я не смогла хорошо разглядеть скульптуру издалека).
Что ещё сохранилось в Летово от прежних времён? Пожалуй, живописные природные территории и пруды.
История села и деревни Летово на самом деле до конца не изучена и не написана. Не хочу забегать вперёд, но надеюсь, что придёт время, когда история этих мест будет доступна всем жителям Новой Москвы в полноценном формате.
Что же до современной истории Летово — она пока на развилке двух дорог, между прошлым и будущим. И каким оно будет — зависит от многих факторов, но в первую очередь, от самих жителей. Сумеют ли они сохранить былую самобытность деревни, живописные природные территории, или Летово превратится в безликий однообразный посёлок городского типа — время покажет.
Еще, важный момент. Исторически существовало два независимых Летово. Частновладельческое село Летово с храмом. И соседняя деревня Летово, до упразднения церковного землевладения принадлежавшая Чудову монастырю. Кто-то из местных говорил, что даже в XX веке одни летовцы по привычке называли других «монастырщиной».
А самая забавная местная загадка, которая, вероятно, никогда не будет разгадана — это название села. Почему два соседних населенных пункта имели столь сочетающиеся по смыслу названия: «Летово» и «Зимницы» («Озимницы», «Зименки»)? Можно предположить кучу вариантов, но только предположить. Истина скрыта где-то в глубине веков и нужных письменных источников с тех пор просто не сохранилось.
В XVI веке оба населенных пункта точно существовали. Еще, есть данные, что в те времена нынешнее село иногда называлось «Летово-Численное». Вообще, «численных» деревень (поселения «числяков», связанных с системой сбора татарской дани) у нас было немало. И такое название автоматически удревняет летовскую историю. Как минимум, до эпохи ордынского ига.
А самая забавная местная загадка, которая, вероятно, никогда не будет разгадана — это название села. Почему два соседних населенных пункта имели столь сочетающиеся по смыслу названия: «Летово» и «Зимницы» («Озимницы», «Зименки»)? Можно предположить кучу вариантов, но только предположить. Истина скрыта где-то в глубине веков и нужных письменных источников с тех пор просто не сохранилось.
В XVI веке оба населенных пункта точно существовали. Еще, есть данные, что в те времена нынешнее село иногда называлось «Летово-Численное». Вообще, «численных» деревень (поселения «числяков», связанных с системой сбора татарской дани) у нас было немало. И такое название автоматически удревняет летовскую историю. Как минимум, до эпохи ордынского ига.
Цитата: new_muscovite
даже в XX веке одни летовцы по привычке называли других «монастырщиной».
Слово «монастырщина» упоминается в бланках обследования крестьянских хозяйств Летово пореформенного периода — с 1861 по 1880. Один бланк был подписан «Летово, имение Бибикова», второй «Летово, монастырщина». Есть и другие архивные источники, где Летово разделяется на два населённых пункта, и слово «монастырщина» фигурирует. После революции Летово тоже в количестве двух населённых пунктов упоминается как Летово Большое и Летово Малое. Когда именно произошло объединение в одну уже известную нам деревню — точно не скажу. Скорее всего, в начале 30 годов прошлого века.
Цитата: new_muscovite
что в те времена нынешнее село иногда называлось «Летово-Численное»
Зимёнки тоже Численным, или Численским одно время назывались.
Кстати, на плане Сосенского поселения, среди немногочисленных объектов — памятников археологии, есть запись: «Селище и некрополь в д.Летово 16-17 века». Но что в этом толку, ведь теперь его на местности не найти, да и обследовать археологические объекты поселений Новой Москвы никто не собирается. А жаль.
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.