Исторические хроники деревни N. Часть 1. Хованщина
Более четырёх веков насчитывает официальная история этой, на первый взгляд, обычной деревни, зафиксированная в писцовых грамотах, межевых планах и различных архивных документах. А по итогам археологических исследований ближнего Подмосковья, первые поселения появились здесь намного раньше.
Как и большинство подмосковных сёл и деревень, Никольское ещё со средних веков начиналось, как вотчинное владение, ставшее впоследствии поместьем — основной формой землевладения в Великом княжестве Московском, с начала 17 века.
Среди персон, владевших Никольским в течении нескольких веков, и оставивших неизгладимый след, как в истории государства российского, так и судьбе деревни, самой колоритной фигурой был князь Иван Андреевич Хованский. Ему принадлежит заслуга в обустройстве сельца, которое при князе приобрело статус села: волею Хованского там была построена деревянная Никольская церковь.
Герб князей Хованских:
Один из потомков русского княжеского рода, унаследовавший от отца обширные владения, в том числе и Никольское при речке Сосенке, он вошёл в историю под довольно обидным прозвищем -Тараруй, что будто бы означало болтуна и пустомелю. За что князь удостоился столь нелестного прозвища — остаётся только гадать. Впрочем, не исключено, что спустя века, до нас дошло неверное толкование этого слова. А может быть, что Иван Андреевич Хованский и любил поговорить «за жизнь», но между государственной службой и военными походами.
Государев стольник, боярин и воевода, участвовавший в нескольких военных походах против Великого княжества Литовского, русско-польской войне 1654-1667 гг, и русско-шведской войне 1656-58 гг, где наряду с неудачами в одних сражениях, были и триумфальные победы в других. На пике своей карьеры и государственной службы, в 1681-82 годах, князь Хованский руководил Сыскным, Судным и Стрелецкими Приказами.
В исторических источниках сохранилось немало довольно противоречивых, и отчасти, негативных описаний характера и образа жизни Ивана Андреевича. Но без сомнения, вся жизнь и деятельность князя Хованского была бурной и насыщенной. А финал этой жизни оказался довольно трагическим.
Возглавлявший Стрелецкий приказ князь Хованский, был одним из зачинщиков стрелецкого бунта 1682 года, и выступив против правления царицы Софьи Алексеевны… " Всякие дела делал без Великих государей указа, самовольством своим и противясь во всём… учинил Великим государям многое бесчестие, а государству всему великие убытки и тяжесть большую....".
Князь Иван Хованский на портрете художника П.Скотаря:
Иван Андреевич имел тесные связи с раскольниками-старообрядцами, и даже поговаривали, что сам он принадлежал к их числу. Пользовавшийся большим авторитетом и известностью протопоп Аввакум поддерживал с Хованским хорошие отношения. В книге «Древний Сосенский Стан Московского уезда», автор, Дмитрий Шеппинг, писал об этом: " Есть данные полагать, по словам тогдашних писателей, что в этой подмосковной (Никольском) боярина и князей Хованских, находили себе убежище скрывавшиеся от преследования правительства раскольники Капитоновской ереси с самим, быть может, знаменитым Аввакумом во главе, с которым Хованский был в близких отношениях ".
Мятежный и одиозный протопоп Аввакум, после долгих скитаний, преследований и мытарств, был подвергнут мучительной и жестокой казни — его сожгли в срубе.
Старообрядческая икона, с изображением казни Аввакума:
Хованский привлёк на свою сторону во время бунта не только стрельцов, но и старообрядцев. Однако, бунт, вошедший в историю под названием Хованщина, был в конечном счёте подавлен.Судьба Ивана Андреевича и его сына была предрешена: 17 сентября 1682 года, в день именин царевны Софьи, князя Хованского и его сына " за их измену указали Великие государи казнить смертию, и, ответши их головы отсекли и погребати их у церкви не указали...".
В более полной версии, Хованских выманили на переговоры, и по пути туда они были схвачены и доставлены к путевому дворцу в село Воздвиженское, на Ярославской дороге. Там Ивану Андреевичу и его сыну отсекли головы, а так как тела казнённых было запрещено погребать, то их просто затоптали в болотистые берега реки Вори. Место их казни в Воздвиженском старожили называют Убогой горкой. Впоследствии, в этих краях зародилась и долгое время ходила жуткая легенда, что казненные отец и сын Хованские ночами поднимаются из болота и, держа в руках отрубленные головы, выходят на дорогу, умоляя путников и проезжающих о христианском погребении. Мотивы этой легенды использовал в своей повести «Бронзовая птица» писатель Анатолий Рыбаков.
Старинная церковь в Воздвиженском. Фото с сайта www.sobory.ru:
Но оставим все эти местные байки для любителей страшилок.После казни Хованских, всё имущество князей отобрали в казну, а село Никольское было отдано в вотчину окольничему Петру Тимофеевичу Кондыреву. О трагической судьбе Хованских и событиях стрелецкого восстания, в 1886 году была поставлена народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского под названием «Хованщина».Однако, в бывших княжеских вотчинах их имена были надолго забыты, и лишь два с лишним столетия спустя, вновь возвратились из небытия.
В начале 20 века, на территории обширной Московской губернии существовали десятки населённых пунктов с названием Никольское. Чтобы в дальнейшем не возникало путаницы, множество Никольских получили дополнительно второе название: например Никольское-Урюпино, Старо-Никольское, Ново-Никольское и т.д.
Сельцо на Калужской дороге, граничащее с Тёплыми Станами, тоже приобрело своё индивидуальное название: Никольско-Хованское.Чуть позднее, для удобства произношения и написания, уже известное как деревня Николо-Хованское.Под этим названием она сохранилась и сейчас, в 21 веке, но это отдельная история, и для другой главы. Однако, фамилия мятежных и злополучных князей Хованских была увековечена не только в их бывшей вотчине, сельце Никольском. В 1972 году, на месте старого деревенского погоста возникло одно из крупнейших московских кладбищ — Хованское. Согласно некоторым источникам — самый большой некрополь в Европе. Это очень символично перекликается со старинной легендой, в которой призраки Ивана Андреевича и его сына выходят из болота, где были утоплены тела казнённых, и просят похоронить их по-человечески.
Исторические хроники деревни N. на этом не заканчиваются. А значит, продолжение следует…
Как и большинство подмосковных сёл и деревень, Никольское ещё со средних веков начиналось, как вотчинное владение, ставшее впоследствии поместьем — основной формой землевладения в Великом княжестве Московском, с начала 17 века.
Среди персон, владевших Никольским в течении нескольких веков, и оставивших неизгладимый след, как в истории государства российского, так и судьбе деревни, самой колоритной фигурой был князь Иван Андреевич Хованский. Ему принадлежит заслуга в обустройстве сельца, которое при князе приобрело статус села: волею Хованского там была построена деревянная Никольская церковь.
Герб князей Хованских:
Один из потомков русского княжеского рода, унаследовавший от отца обширные владения, в том числе и Никольское при речке Сосенке, он вошёл в историю под довольно обидным прозвищем -Тараруй, что будто бы означало болтуна и пустомелю. За что князь удостоился столь нелестного прозвища — остаётся только гадать. Впрочем, не исключено, что спустя века, до нас дошло неверное толкование этого слова. А может быть, что Иван Андреевич Хованский и любил поговорить «за жизнь», но между государственной службой и военными походами.
Государев стольник, боярин и воевода, участвовавший в нескольких военных походах против Великого княжества Литовского, русско-польской войне 1654-1667 гг, и русско-шведской войне 1656-58 гг, где наряду с неудачами в одних сражениях, были и триумфальные победы в других. На пике своей карьеры и государственной службы, в 1681-82 годах, князь Хованский руководил Сыскным, Судным и Стрелецкими Приказами.
В исторических источниках сохранилось немало довольно противоречивых, и отчасти, негативных описаний характера и образа жизни Ивана Андреевича. Но без сомнения, вся жизнь и деятельность князя Хованского была бурной и насыщенной. А финал этой жизни оказался довольно трагическим.
Возглавлявший Стрелецкий приказ князь Хованский, был одним из зачинщиков стрелецкого бунта 1682 года, и выступив против правления царицы Софьи Алексеевны… " Всякие дела делал без Великих государей указа, самовольством своим и противясь во всём… учинил Великим государям многое бесчестие, а государству всему великие убытки и тяжесть большую....".
Князь Иван Хованский на портрете художника П.Скотаря:
Иван Андреевич имел тесные связи с раскольниками-старообрядцами, и даже поговаривали, что сам он принадлежал к их числу. Пользовавшийся большим авторитетом и известностью протопоп Аввакум поддерживал с Хованским хорошие отношения. В книге «Древний Сосенский Стан Московского уезда», автор, Дмитрий Шеппинг, писал об этом: " Есть данные полагать, по словам тогдашних писателей, что в этой подмосковной (Никольском) боярина и князей Хованских, находили себе убежище скрывавшиеся от преследования правительства раскольники Капитоновской ереси с самим, быть может, знаменитым Аввакумом во главе, с которым Хованский был в близких отношениях ".
Мятежный и одиозный протопоп Аввакум, после долгих скитаний, преследований и мытарств, был подвергнут мучительной и жестокой казни — его сожгли в срубе.
Старообрядческая икона, с изображением казни Аввакума:
Хованский привлёк на свою сторону во время бунта не только стрельцов, но и старообрядцев. Однако, бунт, вошедший в историю под названием Хованщина, был в конечном счёте подавлен.Судьба Ивана Андреевича и его сына была предрешена: 17 сентября 1682 года, в день именин царевны Софьи, князя Хованского и его сына " за их измену указали Великие государи казнить смертию, и, ответши их головы отсекли и погребати их у церкви не указали...".
В более полной версии, Хованских выманили на переговоры, и по пути туда они были схвачены и доставлены к путевому дворцу в село Воздвиженское, на Ярославской дороге. Там Ивану Андреевичу и его сыну отсекли головы, а так как тела казнённых было запрещено погребать, то их просто затоптали в болотистые берега реки Вори. Место их казни в Воздвиженском старожили называют Убогой горкой. Впоследствии, в этих краях зародилась и долгое время ходила жуткая легенда, что казненные отец и сын Хованские ночами поднимаются из болота и, держа в руках отрубленные головы, выходят на дорогу, умоляя путников и проезжающих о христианском погребении. Мотивы этой легенды использовал в своей повести «Бронзовая птица» писатель Анатолий Рыбаков.
Старинная церковь в Воздвиженском. Фото с сайта www.sobory.ru:
Но оставим все эти местные байки для любителей страшилок.После казни Хованских, всё имущество князей отобрали в казну, а село Никольское было отдано в вотчину окольничему Петру Тимофеевичу Кондыреву. О трагической судьбе Хованских и событиях стрелецкого восстания, в 1886 году была поставлена народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского под названием «Хованщина».Однако, в бывших княжеских вотчинах их имена были надолго забыты, и лишь два с лишним столетия спустя, вновь возвратились из небытия.
В начале 20 века, на территории обширной Московской губернии существовали десятки населённых пунктов с названием Никольское. Чтобы в дальнейшем не возникало путаницы, множество Никольских получили дополнительно второе название: например Никольское-Урюпино, Старо-Никольское, Ново-Никольское и т.д.
Сельцо на Калужской дороге, граничащее с Тёплыми Станами, тоже приобрело своё индивидуальное название: Никольско-Хованское.Чуть позднее, для удобства произношения и написания, уже известное как деревня Николо-Хованское.Под этим названием она сохранилась и сейчас, в 21 веке, но это отдельная история, и для другой главы. Однако, фамилия мятежных и злополучных князей Хованских была увековечена не только в их бывшей вотчине, сельце Никольском. В 1972 году, на месте старого деревенского погоста возникло одно из крупнейших московских кладбищ — Хованское. Согласно некоторым источникам — самый большой некрополь в Европе. Это очень символично перекликается со старинной легендой, в которой призраки Ивана Андреевича и его сына выходят из болота, где были утоплены тела казнённых, и просят похоронить их по-человечески.
Исторические хроники деревни N. на этом не заканчиваются. А значит, продолжение следует…
Интересно!
Кстати, согласно данным Веселовского, в писцовых книгах допетровской эпохи фигурируют еще два названия этого села: «Никольское в Плечикове» и «Поповское». Вам они нигде больше не попадались? Интересно, откуда взялось это «плечиково» и что оно означает.
Кстати, согласно данным Веселовского, в писцовых книгах допетровской эпохи фигурируют еще два названия этого села: «Никольское в Плечикове» и «Поповское». Вам они нигде больше не попадались? Интересно, откуда взялось это «плечиково» и что оно означает.
Не хочу бежать впереди паровоза, отвечая на ваш вопрос, равно как и создавать интригу на пустом месте. Но я не случайно закончила тему словами: Продолжение следует…
Осталось только дождаться второй части Хроники, а стало быть и ответа на вопрос…
Осталось только дождаться второй части Хроники, а стало быть и ответа на вопрос…
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.