Размышления в Донском монастыре
Донской монастырь на Шаболовке, основанный в 1591 году — одна из старейших и почитаемых обителей столицы.На современный манер это место можно назвать культовым: ежегодно множество религиозных людей посещают храмы Донского, чтобы поклониться древним святыням. И конечно бесчисленное множество историков, москвоведов, любителей старины, вездесущих блогеров и просто любопытствующих совершают экскурсии по территории монастыря в любое время года.
Надвратная церковь Захарии и Елизаветы под колокольней:
Донской монастырь — это целый ансамбль соборов и церквей, основной облик которых формировался с XVI по XVIII век. Главным храмом обители является Большой собор Донской иконы Божией Матери:
Однако, Донской монастырь далеко не всегда был доступен для посещения. Много лет территория была закрыта для страждущих, и паломничество в Донской началось в постсоветский период.
Церковь Ризоположения находится вне монастырских стен, но входит в комплекс Донского монастыря.
История обители, храмов монастыря и старинного дворянского некрополя неоднократно описана во всевозможных изданиях, от исторических трудов до любительских блогов. Поэтому заново перессказывать её нет необходимости — большинство источников выложены в открытом доступе.
Территория Донского сейчас активно реставрируется.Поэтому решила сделать небольшую обзорную экскурсию по монастырю, чтобы показать, что изменилось, а что осталось прежним в стенах древней обители.
Малый собор Донского предстаёт перед нами в обновлённом белоснежном «наряде». А ещё совсем недавно здание храма было окрашено в розово-палевом тоне.На многочисленных фотографиях с сайтов и блогов он представлен именно в таком цвете.
В Малом соборе находится мироваренная печь.Раз в несколько лет, на Святой неделе, с понедельника по среду здесь варили святое миро, Донской монастырь и по сей день снабжает миром все русские приходы. Миро — - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей — глава поместной церкви (в Русской православной церкви — Патриарх).
После реставрации, которая всё ещё продолжается, поменял свой цвет и храм Архангела Михаила.Окрашенная в розово-пастельные тона церковь была известна ещё и как усыпальница князей Голициных. В советский период в здании церкви хранились некоторые раритетные памятники и надгробные плиты с других дворянских некрополей Москвы, свезённые сюда после закрытия старых московских кладбищ.
Сейчас церковь Архангела Михаила выглядит так:
Донской — мужской ставропигиальный монастырь.
Ставропигиальный — дословно означает «с установленным, водруженным крестом». Это значит, что храм, монастырь или обитель находится в подчинении самого Патриарха или Синода. В таких православных местах Крест освящен или водружен самим Патриархом.
Надвратная Тихвинская церковь — над северными воротами монастырской стены:
Из-за реставрации монастырского комлекса, доступ к большой части зданий и территории закрыт. На «ремонте» находятся церкви Иоанна Златоуста, Тихоновская, водосвятная часовня, корпуса братских келий, склепы и часовни Донского некрополя:
Храм-ротонда Александра Свирского — семейная усыпальница Зубовых. Один из представителей этого семейства — Платон Зубов, был последним фаворитом Екатерины Великой, принимал непосредственное участие в заговоре и убийстве императора Павла Первого.
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь.
В 1934 году в Донском монастыре был открыт музей Академии архитектуры СССР, с 1964г. филиал Музея архитектуры им. Щусева. Сюда свозились фрагменты уничтоженных памятников, имеющих художественную и историческую ценность. Среди них – наличники Сухаревой башни, фрагменты декора церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, части бронзового декора Триумфальной арки. На территории монастыря сохранились шесть мраморных горельефов храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Известный архитектор и реставратор П.Д. Барановский буквально по небольшим фрагментам восстановил их в целую композицию. Сейчас эти горельефы можно увидеть в восточной части крепостной стены.
Горельеф с сюжетом посещения Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар, 1847-49гг. Скульптор А.В.Логановский:
Знаменитый Донской некрополь возник здесь после 1771 года, когда в рамках проведения городской реформы Екатерина II издала указ, запрещавший хоронить покойников в городах. Кладбища при приходских церквях подлежали закрытию. Сложно поверить, но Донской монастырь находился тогда за пределами города, и сюда стали переносить усыпальницы и захоронения знатных аристократических фамилий.
Век двадцатый на дворе,
Тёплый дождик в сентябре,
Лист летит в пространство…
А в Донском монастыре
Сладко спится на заре
Русскому дворянству.
А. Городницкий
Дворянский некрополь Донского монастыря — самый крупный из сохранившихся некрополей 18-19 веков, занимает почти половину монастырской территории.
На некоторых старинных каменных надгробиях надписи почти совсем стёрлись от времени, имена их «владельцев» прочитать уже невозможно. Но на торцах саркофагов ещё угадываются контуры гербов и вензелей. Специалисты по геральдике могли хотя бы установить, какому роду принадлежат эти памятники. Но кому это нужно, и кто будет этим заниматься?
Примечательно, что среди прочих склепов и памятников, сохранилось несколько масонских надгробных «деревьев».
Надпись на одном из них: «Карачинской Василей Яковлевич, скончался в 1795 г., в 42 года. Государю и Отечеству был верной слуга и доброй человек». Может всё так оно и было.
Но ведь у нас по традиции, о покойниках — либо хорошо, либо никак. Однако, есть иная, немасонская версия такого памятника: отрубленные ветви на стволе могильного дерева обозначали количество умерших в младенчестве детей в семье покойного. Какая из этих версий истинная- сложно сказать. Доказательств в пользу той или другой версии мне пока обнаружить не удалось.
Вспоминаю свой самый первый визит сюда, когда наслушавшись рассказов бабушки о старинных памятниках и склепах, вместе с одноклассницей мы нелегально проникли на территорию монастырского некрополя. С интересом и восхищением бродили между необычными дворянскими надгробиями и саркофагами, пытались прочитать непривычные для глаза надписи на языке прошедшей эпохи. И вот за этим увлекательным занятием мы и были застигнуты бдительным милиционером.В этом нет ничего удивительного — Донской монастырь в советское время был признан памятником истории и архитектуры. К тому же, там много лет располагался филиал музея архитектуры СССР, и территория охранялась государством. Мы конечно попытались убедить милиционера не выгонять нас, потому как пришли проведать могилы своих прапрабабушек, но бдительный страж порядка разумеется не поверил, посмеялся над нами и выпроводил с территории.
Спустя много лет, бывала здесь неоднократно, и всякий раз почему-то вспоминала с улыбкой это «изгнание из рая». А ведь не прогони меня тогда милиционер с такого исторического «клондайка» и дай вволю нагуляться по заповедной территории, может и не захотелось бы ещё и ещё возвращаться сюда, всякий раз открывая для себя что-то новое, непознанное и удивительное.
Одним из популярных и посещаемых объектов в Донском, можно назвать часовню-усыпальницу семейства фабриканта Левченко. Здание часовни было построено по проекту архитектора Р. И. Клейна в начале 1900-х годов, и украшена мозаикой, выполненной по рисункам художника В. М. Васнецова:
В левом крыле часовни находится чудотворная мозаичная икона Николая Чудотворца. Историю этой иконы слышала от разных людей ещё много лет назад, задолго до того, когда эти рассказы появились и обсуждались в интернете.
Неподалёку от Донского монастыря, находилась построенная ещё в начале 20 века частная психиатрическая лечебница. В советское время была переименована в клинику неврозов им.Соловьёва, в просторечии известную как Соловьёвка. Один из пациентов клиники, во время прогулки, однажды пробрался на территорию монастыря, и бродил там. Пока не наткнулся на часовню, в которой увидел необычную мозаичную икону, с изображением Николая Чудотворца. Больной искренне помолился святому и попросил исцеления. А уходя, поднял с земли отслоившийся кусочек мозаики и взял с собой на память. Вскоре, он почувствовал облегчение, а потом болезнь и вовсе отступила. На радостях, бывший больной поделился своей историей с другими пациентами. И вскоре. весть о чудотворной иконе облетела не только пациентов, родственников и персонал больницы. Но и вышла далеко за больничные пределы. И к иконе в часовне Левченко началось настоящее паломничество. Всё бы ничего, но разобрав немногочисленные отслоившиеся фрагменты мозаики, посетители начали отколупывать саму мозаику уже непосредственно с иконы. После того, как эта история дошла до монастырского начальства, икону Николая Чудотворца восстановили, и даже на время закрыли оргстеклом.
Прошло уже немало лет, но народная тропа не зарастает к этому удивительному месту, а икона Святого Николая официально признана чудотворной.
Впрочем, в часовне есть ещё одна мозаичная икона — Спасителя, её можно увидеть сквозь решётку окна закрытой часовни:
Но самое непостижимое для меня в истории усыпальницы семейства Левченко — изображение справа от входа в часовню.Явные масонские знаки: перекрещенные ветви акации — масонский символ долголетия, и шестиконечная звезда Давида, очень популярная у масонских орденов. В довершение, вся эта «конструкция» увенчана рыцарским шлемом. Сочетание подобной символики больше смахивает на герб розенкрейцеров. Но кто был такой этот Левченко, и почему на его гробнице увековечен столь необычный для представителя недворянского, а предпринимательского сословия, герб — для меня осталось загадкой.
Донской монастырь — это место, о котором можно говорить бесконечно. Но ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просто прийти сюда, побродить по заветным уголкам старой обители, подумать о земном и о вечном…
Вот такой трогательный ангел, с букетиком цветов, задумался о своём, об ангельском. И так он размышляет уже почти два века. Но ведь ангелам незачем спешить, в их распоряжении целая вечность.
Время не властно над ангелами, но властно над человеком.Сменяются века и эпохи, уходят целые поколения людей. Но остаются памятники и святыни, история, застывшая в могильных камнях и монастырских стенах. Память, которая нам дорога, и которая всегда остаётся с нами.
Так написал об этом наш великий русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин:
«… Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его…
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества»
Надвратная церковь Захарии и Елизаветы под колокольней:
Донской монастырь — это целый ансамбль соборов и церквей, основной облик которых формировался с XVI по XVIII век. Главным храмом обители является Большой собор Донской иконы Божией Матери:
Однако, Донской монастырь далеко не всегда был доступен для посещения. Много лет территория была закрыта для страждущих, и паломничество в Донской началось в постсоветский период.
Церковь Ризоположения находится вне монастырских стен, но входит в комплекс Донского монастыря.
История обители, храмов монастыря и старинного дворянского некрополя неоднократно описана во всевозможных изданиях, от исторических трудов до любительских блогов. Поэтому заново перессказывать её нет необходимости — большинство источников выложены в открытом доступе.
Территория Донского сейчас активно реставрируется.Поэтому решила сделать небольшую обзорную экскурсию по монастырю, чтобы показать, что изменилось, а что осталось прежним в стенах древней обители.
Малый собор Донского предстаёт перед нами в обновлённом белоснежном «наряде». А ещё совсем недавно здание храма было окрашено в розово-палевом тоне.На многочисленных фотографиях с сайтов и блогов он представлен именно в таком цвете.
В Малом соборе находится мироваренная печь.Раз в несколько лет, на Святой неделе, с понедельника по среду здесь варили святое миро, Донской монастырь и по сей день снабжает миром все русские приходы. Миро — - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей — глава поместной церкви (в Русской православной церкви — Патриарх).
После реставрации, которая всё ещё продолжается, поменял свой цвет и храм Архангела Михаила.Окрашенная в розово-пастельные тона церковь была известна ещё и как усыпальница князей Голициных. В советский период в здании церкви хранились некоторые раритетные памятники и надгробные плиты с других дворянских некрополей Москвы, свезённые сюда после закрытия старых московских кладбищ.
Сейчас церковь Архангела Михаила выглядит так:
Донской — мужской ставропигиальный монастырь.
Ставропигиальный — дословно означает «с установленным, водруженным крестом». Это значит, что храм, монастырь или обитель находится в подчинении самого Патриарха или Синода. В таких православных местах Крест освящен или водружен самим Патриархом.
Надвратная Тихвинская церковь — над северными воротами монастырской стены:
Из-за реставрации монастырского комлекса, доступ к большой части зданий и территории закрыт. На «ремонте» находятся церкви Иоанна Златоуста, Тихоновская, водосвятная часовня, корпуса братских келий, склепы и часовни Донского некрополя:
Храм-ротонда Александра Свирского — семейная усыпальница Зубовых. Один из представителей этого семейства — Платон Зубов, был последним фаворитом Екатерины Великой, принимал непосредственное участие в заговоре и убийстве императора Павла Первого.
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь.
В 1934 году в Донском монастыре был открыт музей Академии архитектуры СССР, с 1964г. филиал Музея архитектуры им. Щусева. Сюда свозились фрагменты уничтоженных памятников, имеющих художественную и историческую ценность. Среди них – наличники Сухаревой башни, фрагменты декора церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, части бронзового декора Триумфальной арки. На территории монастыря сохранились шесть мраморных горельефов храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Известный архитектор и реставратор П.Д. Барановский буквально по небольшим фрагментам восстановил их в целую композицию. Сейчас эти горельефы можно увидеть в восточной части крепостной стены.
Горельеф с сюжетом посещения Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар, 1847-49гг. Скульптор А.В.Логановский:
Знаменитый Донской некрополь возник здесь после 1771 года, когда в рамках проведения городской реформы Екатерина II издала указ, запрещавший хоронить покойников в городах. Кладбища при приходских церквях подлежали закрытию. Сложно поверить, но Донской монастырь находился тогда за пределами города, и сюда стали переносить усыпальницы и захоронения знатных аристократических фамилий.
Век двадцатый на дворе,
Тёплый дождик в сентябре,
Лист летит в пространство…
А в Донском монастыре
Сладко спится на заре
Русскому дворянству.
А. Городницкий
Дворянский некрополь Донского монастыря — самый крупный из сохранившихся некрополей 18-19 веков, занимает почти половину монастырской территории.
На некоторых старинных каменных надгробиях надписи почти совсем стёрлись от времени, имена их «владельцев» прочитать уже невозможно. Но на торцах саркофагов ещё угадываются контуры гербов и вензелей. Специалисты по геральдике могли хотя бы установить, какому роду принадлежат эти памятники. Но кому это нужно, и кто будет этим заниматься?
Примечательно, что среди прочих склепов и памятников, сохранилось несколько масонских надгробных «деревьев».
Надпись на одном из них: «Карачинской Василей Яковлевич, скончался в 1795 г., в 42 года. Государю и Отечеству был верной слуга и доброй человек». Может всё так оно и было.
Но ведь у нас по традиции, о покойниках — либо хорошо, либо никак. Однако, есть иная, немасонская версия такого памятника: отрубленные ветви на стволе могильного дерева обозначали количество умерших в младенчестве детей в семье покойного. Какая из этих версий истинная- сложно сказать. Доказательств в пользу той или другой версии мне пока обнаружить не удалось.
Вспоминаю свой самый первый визит сюда, когда наслушавшись рассказов бабушки о старинных памятниках и склепах, вместе с одноклассницей мы нелегально проникли на территорию монастырского некрополя. С интересом и восхищением бродили между необычными дворянскими надгробиями и саркофагами, пытались прочитать непривычные для глаза надписи на языке прошедшей эпохи. И вот за этим увлекательным занятием мы и были застигнуты бдительным милиционером.В этом нет ничего удивительного — Донской монастырь в советское время был признан памятником истории и архитектуры. К тому же, там много лет располагался филиал музея архитектуры СССР, и территория охранялась государством. Мы конечно попытались убедить милиционера не выгонять нас, потому как пришли проведать могилы своих прапрабабушек, но бдительный страж порядка разумеется не поверил, посмеялся над нами и выпроводил с территории.
Спустя много лет, бывала здесь неоднократно, и всякий раз почему-то вспоминала с улыбкой это «изгнание из рая». А ведь не прогони меня тогда милиционер с такого исторического «клондайка» и дай вволю нагуляться по заповедной территории, может и не захотелось бы ещё и ещё возвращаться сюда, всякий раз открывая для себя что-то новое, непознанное и удивительное.
Одним из популярных и посещаемых объектов в Донском, можно назвать часовню-усыпальницу семейства фабриканта Левченко. Здание часовни было построено по проекту архитектора Р. И. Клейна в начале 1900-х годов, и украшена мозаикой, выполненной по рисункам художника В. М. Васнецова:
В левом крыле часовни находится чудотворная мозаичная икона Николая Чудотворца. Историю этой иконы слышала от разных людей ещё много лет назад, задолго до того, когда эти рассказы появились и обсуждались в интернете.
Неподалёку от Донского монастыря, находилась построенная ещё в начале 20 века частная психиатрическая лечебница. В советское время была переименована в клинику неврозов им.Соловьёва, в просторечии известную как Соловьёвка. Один из пациентов клиники, во время прогулки, однажды пробрался на территорию монастыря, и бродил там. Пока не наткнулся на часовню, в которой увидел необычную мозаичную икону, с изображением Николая Чудотворца. Больной искренне помолился святому и попросил исцеления. А уходя, поднял с земли отслоившийся кусочек мозаики и взял с собой на память. Вскоре, он почувствовал облегчение, а потом болезнь и вовсе отступила. На радостях, бывший больной поделился своей историей с другими пациентами. И вскоре. весть о чудотворной иконе облетела не только пациентов, родственников и персонал больницы. Но и вышла далеко за больничные пределы. И к иконе в часовне Левченко началось настоящее паломничество. Всё бы ничего, но разобрав немногочисленные отслоившиеся фрагменты мозаики, посетители начали отколупывать саму мозаику уже непосредственно с иконы. После того, как эта история дошла до монастырского начальства, икону Николая Чудотворца восстановили, и даже на время закрыли оргстеклом.
Прошло уже немало лет, но народная тропа не зарастает к этому удивительному месту, а икона Святого Николая официально признана чудотворной.
Впрочем, в часовне есть ещё одна мозаичная икона — Спасителя, её можно увидеть сквозь решётку окна закрытой часовни:
Но самое непостижимое для меня в истории усыпальницы семейства Левченко — изображение справа от входа в часовню.Явные масонские знаки: перекрещенные ветви акации — масонский символ долголетия, и шестиконечная звезда Давида, очень популярная у масонских орденов. В довершение, вся эта «конструкция» увенчана рыцарским шлемом. Сочетание подобной символики больше смахивает на герб розенкрейцеров. Но кто был такой этот Левченко, и почему на его гробнице увековечен столь необычный для представителя недворянского, а предпринимательского сословия, герб — для меня осталось загадкой.
Донской монастырь — это место, о котором можно говорить бесконечно. Но ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просто прийти сюда, побродить по заветным уголкам старой обители, подумать о земном и о вечном…
Вот такой трогательный ангел, с букетиком цветов, задумался о своём, об ангельском. И так он размышляет уже почти два века. Но ведь ангелам незачем спешить, в их распоряжении целая вечность.
Время не властно над ангелами, но властно над человеком.Сменяются века и эпохи, уходят целые поколения людей. Но остаются памятники и святыни, история, застывшая в могильных камнях и монастырских стенах. Память, которая нам дорога, и которая всегда остаётся с нами.
Так написал об этом наш великий русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин:
«… Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его…
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества»
Кстати, где-то там у нас похоронен валуевский Д. С. Лепешкин. Но вроде не в самом монастыре, а на кладбище. Надо будет порыться, у меня где-то даже номер участка был выписан.
Усыпальница Лепёшкина там точно есть, но из-за реставрации и ремонтных работ проход к ней перекрыт.
Интересная статья на Мосленте под названием «Инородные тела», про иноверческие захоронения в Москве:
Источник
Источник
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.