RSS

Ликбез для краеведов

Сообщений в теме: 13
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
В эту тему, в алфавитном порядке ( по возможности, а там как получится) добавляем источники, термины и понятия, необходимые для краеведения, генеалогии и других исторических исследований.

АДРЕС-КАЛЕНДАРЬ.
Адрес-календари существовали с 60-х годов XVIII в. до 1917 г. Это списки чиновников различных учреждений, которые в 1765-1867 публиковались только Академией наук. В 1765-1767 они назывались «Адрес-календарь российский на лето… от рождества Христова, показывающий о всех чинах и присутственных местах в государстве, кто при начале сего года в каком звании или в какой должности состоит»; в 1768 — «Календарь, или Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето… от рождества Христова», с 1769 по 1804 — «Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето… от рождества Христова». Впоследствии, на протяжении большей части XIX в., это справочное издание называлось адрес-календарем.
Сведения для издания адрес-календарей собирались автономно, присылались непосредственно из учреждений и не зависели от других форм учета чиновничества, хотя первоначально предполагалось, что их основой станут сведения о чиновниках, имеющиеся в Герольдмейстерской конторе. Сведения для первого адрес-календаря были собраны в 1764, вышел он в 1766, а на титульном листе стоит 1765 год, так что, изучая адрес-календари, надо учитывать возможные расхождения во времени. Во второй половине XVIII в. минимальна в адрес-календарях не было никаких сведений о чиновниках, кроме их должности, чина и фамилии. До 1805-го года были опущены многие присутственные места.
С 1871 Московская городская дума начала издавать адрес-календарь Москвы. Количество и разнообразие сведений увеличивалось, в издание включались сведения о выборных должностях, списки лиц некоторых профессий (присяжных поверенных, врачей ), а также списки домовладельцев и с начала XX в. — сведения обо всех жителях – съемщиках квартир. С 1875 это издание стало называться «Вся Москва. Адресная и справочная книга». С 1894 аналогичное издание появилось в Санкт -Петербурге.
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
АДРЕСНЫЕ БИЛЕТЫ.

Адресные билеты — особый род паспортов, существовавший в России только в столицах (введенный в 1809 г., уничтоженный в 1888 г.), для лиц, занимающихся частным служебным трудом. В Петербурге в ведении общего полицейского управления, но содержавшаяся на счет города, действовала с этою целью особая Адресная Экспедиция, а в Москве при генерал-губернаторском управлении — Контора Адресов.
Адресные билеты в столицах были введены для достижения двух целей:
1) для доставления городу самостоятельного источника дохода, так как установленный при получении лицом адресного билета (или, правильнее, при перемене им своего плакатного паспорта на адресный билет, в Петербурге — в Адресной Экспедиции, в Москве — в Конторе Адресов) адресный сбор шел в пользу города;
2) для установления особого наблюдения за поведением и добросовестностью лица, предающегося частному служебному труду и ставящего себя в отношения нанимаемого к нанимателю. Такого наблюдения предполагали достигнуть возложением обязанности нанимателя при отпуске нанимаемого или при окончании срока адресного билета писать в особой графе, на билете означенной, аттестацию нанимаемому. Эта цель вовсе не могла быть достигнута, а напротив, дурная аттестация повела ко многим затруднениям, и пришлось прибегнуть к разрешению писать только хорошую аттестацию, а не желавший дать таковую получил право, не означая никакой аттестации, написать удостоверение, что такой-то служил у него по найму от такого-то времени до такого-то.
Что касается адресного сбора, связанного с получением адресного билета, то в Москве было установлено только два разряда этого сбора: первого разряда — с мужчин 3 руб., с женщин 1 руб. 50 коп., второго разряда — с мужчин 90 коп., с женщин 30 коп. В Петербурге же этот сбор установлен по пяти разрядам: самый большой — с мужчин 7 руб. 50 коп., с женщин 4 руб. 29 коп. (для учителей, гувернеров, гувернанток, не состоящих в государственной службе), самый малый, пятого разряда, — с мужчин 86 коп., с женщин 29 коп. (для чернорабочих). Но от платежа адресного сбора освобождены, хотя и занимаются частным служебным трудом: 1) ремесленники, временно работающие в столице, мостовщики, землекопы, каменщики, каменотесы, печники, плотники, штукатуры, поденщики, матросы, лоцманы и занимающиеся извозом; 2) нанимаемые в должности нижних служителей в заведениях казенного ведомства; 3) иностранцы дворянск. происхождения, не имеющие чинов; 4) малолетние, не достигшие 15-ти лет, и лица, впавшие в бедность по старости и болезням. Обеспечивая таким образом уплату положенного адресного сбора и вовсе не достигая педагогической цели, которую пытались достигать допущением аттестаций, адресные билеты представляли крайние неудобства, давно разъяснившиеся и вызывавшие отмену этих билетов и создававшихся ими формальностей и помех труду небогатого класса населения.
Наконец в 1888 г. адресные билеты уничтожены, петербургская адресная экспедиция и московская контора адресов закрыты, а адресный сбор сохранен и уплачивается при прописке в полицейских участках плакатных паспортов, к которым и присоединяется получаемая от городских сборщиков податей при посредстве полицейского управления квитанция в уплате предъявителем паспорта городского адресного сбора подлежащего разряда.
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
Брачные документы — документы учета гражданского состояния населения. Полный набор документов, прилагаемых к обыску состоял из: 1) прошения о вступлении в брак; 2) разрешение начальства (с подписью и печатью); 3) свидетельства или удостоверения о разрешении на вступление в брак жениху, выданного купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям; 4) паспорта, если жених или невеста были из другого прихода; 5) метрического свидетельства о рождении; 6) свидетельства об исповеди и причастии; 7) свидетельства об оглашении с подписями причта и церковной печатью; 8) свидетельства о номере брака после вдовства или развода; 9) указа консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.); 10) указа консистории о расторжении брака и разрешении вступить в новый; 11) свидетельства о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год; 12) показания — обязательства для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи. Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во второй брак другого; о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям; об окончании учебных заведений и др.
По Московской губернии искать в ЦИАМ.
Региональные архивы: фонды духовных консисторий, приходских и полковых церквей, личные фонды.
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
Брачный обыск (предбрачное свидетельство) — письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя — так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX — начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название — предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием «брачные документы». Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.

Более подробно о брачных традициях и порядках прошлого можно прочитать в генеалогическом словаре.
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
БЕЛОЕ И ЧЁРНОЕ ДУХОВЕНСТВО.

Православное духовенство делится на два вида. Черное духовенство – это монахи, которые дают обет безбрачия (целибат). К черному духовенству относятся патриархи, митрополиты, епископы, иеромонахи, архимандриты.Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания -добровольной нищеты ( кажется, кто-то об этом забыл. — прим.автора)
К белому духовенству принадлежат те священнослужители, которые обета безбрачия не давали, живут с супругами. Это протоиереи, протодиаконы. Самый высокий сан среди белого духовенства — протопресвитер. В дореволюционной России протопресвитером был Глава морского и военного духовенства, духовник императорской семьи.
Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Возможен и переход из белого духовенства в чёрное: например, если у приходского священника умерла жена, он может уйти в монастырь и постричься в монахи.

Тот, чьи предки были из священноцерковнослужителей, может самостоятельно разыскать информацию о них как в московских, так и в региональных архивах.
В ЦГА на Калужской можно посмотреть в фонде 51 «Московская Казенная палата», опись 8 — Ревизские сказки. Или в фонде 203 Московской Духовной Консистории.

При желании и наличии времени, стоит подробно изучить тему Генеалогии священников Здесь и Тут
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
БЕСПОПОВЦЫ.

БЕСПОПОВЦЫ — направление в старообрядчестве, возникшее в кон. XVII в. после «оскудения благодати священства», то есть смерти священников дониконианского поставления. Так как никто из епископов не перешел в раскол, старообрядцы не имели возможности рукополагать своих священников. По вопросу о возможности принятия «никонианских» священнослужителей старообрядцы разделились на беспоповцев и поповцев. Беспоповщина утверждает, что в «последние времена», то есть со времен Никона, не может быть благодатного священства. Беспоповцы различают церковные таинства на «необходимо нужные» для спасения и просто «нужные». К «необходимо нужным» относятся: крещение, причастие и исповедь. Беспоповцы утверждали, что крещение и исповедь могут совершать и миряне, а таинство причащения можно заменить «огнеопальным желанием» оного. В дальнейшем, беспоповцы разделились на множество толков и согласий.

Именным высочайшим Указом от 1905 года регламентировались и устанавливались правила существования как старообрядческих общин разного толка, так и любых религиозных сект и сообществ.

Указ — Полный текст.

Самые ранние архивные сведения о старообрядцах —
РГАДА, фонд 1475 — Канцелярия архиепископа Московского и Всея Руси (старообрядческого)
Списки и адреса старообрядческих священников и документы по старообрядчеству со всей страны.
Опись
Реестр старообрядческих общин по Моск.губернии: ЦИАМ 54-179-974 ( 1914-17 гг.)
Метрические книги старообрядческих общин по Москве: ЦИАМ фонд 1472
Далее везде… в смысле, что информация о старообрядцах присутствует выборочно и в других фондах и описях, и надо справляться дополнительно в Путеводителе по фондам архива. Информацию о старообрядцах, и не только о них, надо проверять и перепроверять, чтобы избежать серьёзных ошибок, которые периодически попадаются в некоторых источниках. Пример.
Репутация: 1
Рейтинг: 44
Кол-во тем: 49
Сообщения: 260
Насчет духовенства — тут очень удобно изложить его структуру в виде наглядной таблички:



Плюс, надо помнить, что кроме священнослужителей (собственно, из этой таблички) есть еще и церковнослужители, не носящие какого-то священного сана, а просто выполняющие работу, если так можно выразиться «по обеспечению богослужений». Звонари, пономари, чтецы, дьячки, иподиаконы (помощники архиерея), и т. д.

Сейчас это совершенно размытая категория, в основном состоящая из случайных лиц и добровольных волонтеров, а вот до 1917 года дьячек, как правило, был полноценной и неотъемлемой частью прихода, получал жалованье, происходил из соответствующей семьи, и т. д.

По документам ЦГА можно проследить, что в Троицком храме в Березках в начале XIX века был дьячек, у которого возник конфликт с настоятелем, причем настоятель в итоге поимел с этого больше проблем, ибо дьячек оказался родственником благочинного (заслуженного священника, который занимался административными вопросами всех окрестных церквей) из Переделец, который, разумеется, больше доверял «своему человеку», а не настоятелю из Березок.
Репутация: 1
Рейтинг: 51
Кол-во тем: 20
Сообщения: 135
Цитата: Irina-1968
Черное духовенство – это монахи, которые дают обет безбрачия (целибат).


Ирина, я Вас немножечко поправлю. Собственно целибатные священники — это особая малочисленная категория. Такой священник даёт обет безбрачия, но монахом не является. Служит он как правило на приходе. В настоящее время в Русской Православной церкви целибатная хиротония — практика исключительная. Подробнее — см. urazof.livejournal.com/54263.html
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
Цитата: Алексей Захаринский
Собственно целибатные священники — это особая малочисленная категория.


Я правильно поняла, что обет безбрачия — это в наши дни практически пережиток прошлого, и большинство священников этого правила не придерживаются?
Репутация: 1
Рейтинг: 44
Кол-во тем: 49
Сообщения: 260
Цитата: Irina-1968
Цитата: Алексей Захаринский
Собственно целибатные священники — это особая малочисленная категория.


Я правильно поняла, что обет безбрачия — это в наши дни практически пережиток прошлого, и большинство священников этого правила не придерживаются?


Не совсем так.

Традиционным христианским мейнстримом было положительное отношение к браку, а безбрачие (собственно, «целибат» на латыни) считалось хотя и достойным делом, но лишь исключительно в качестве этакого личного подвига, дополнительного самоограничения. Как обет никогда не есть мясо, например. Соответственно, при формировании структуры духовенства, это нашло отражение в разделении на «черное», монашествующее и «белое». Первое — при монастырях, со ставкой на личное самоограничение и отгороженность от мира. Второе — в обычной повседневности, среди простых людей.

Однако со временем стало понятно, что порой может сложится и еще одна ситуация: неженатый мирской человек собирается стать дьяконом (а затем, возможно, и священником), однако он живет в обычном населенном пункте, здесь же планирует и служить, а в монастырь вовсе не собирается. Тогда были сформулированы канонические нормы, согласно которым такой человек хотя и может стать священником, но после рукоположения женится уж не сможет (если только не сложит с себя священный сан навсегда). Вот эта крошечная прослойка белого духовенства и получила условное название «целибаты».

Причем, в силу ряда внутренних причин, в католическом мире абсолютно всё духовенство со временем пришло в формат целибата и это стало обязательным условием для каждого священнослужителя. А вот в восточной, православной традиции всё осталось по-прежнему. Если ты не монах — можешь сначала женится, а потом пойти в попы. А можешь пойти в попы сразу — но тогда всё, целибат, жену уже искать нельзя.
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
ВОСПРИЕМНИКИ.

Восприемники (в просторечии крестный отец и крестная мать) — так называются лица (обыкновенно мужчина и женщина), которые при обряде крещения, в Православной церкви, ручаются перед последней за веру крещеного. В случае надобности восприемники должны принять крестника под свое попечение и должны его наставлять в вере и благочестии. Восприемники должны быть совершеннолетними и христианами. При таинстве брака также бывают восприемники, которых обыкновенно называют поручителями. Под опасением строгой ответственности, они ручаются за жениха и невесту, что к вступлению их в брачное сожитие нет никаких препятствий, что соблюдены все предписания церковные и государственные. По совершении обручения восприемники меняют перстни у жениха и невесты (т. е. перстень жениха отдают невесте, а ее — жениху), а также над их головами, при совершении обряда венчания, поддерживают венцы. И у иноков при пострижении в монашество бывают восприемники, которых значение то же, что и при крещении.
Для генеалогов восприемники важны потому, что вписывались в соответствующую метрическую запись и часто оказываются родственниками основных ее фигурантов.
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ.

Вольноотпущенник — раб или крепостной, получивший свободу.
О порядке освобождения рабов в древней Руси известно очень немного. Рабы освобождались при жизни господ и на случай их смерти. В московскую эпоху желающий отпустить на волю раба, еще при жизни своей, должен был дать ему отпускную грамоту; при этом обыкновенно выдавались освобождаемому и старые на него крепости. В XV веке освободительная грамота имела силу, если была вся написана рукой господина.
С середины XVI века отпускная должна быть непременно скреплена рукой дьяка и печатью наместника. Право же скреплять отпускные было предоставлено только наместникам и дьякам московским, новгородским и псковским. Освобождения же рабов в духовных завещаниях делались массами, без поименного перечисления, с целью иметь молельщиков о душе. Кабальные же холопы в силу закона освобождались со смертью господина, но и при жизни своей господин мог им выдать отпускные грамоты.
Нашему древнему законодательству известны и случаи отпущения на волю в силу самого закона. Начиная с XV в. рабы, бежавшие из плена, признаются свободными; по закону царя Бориса 1603 г., все холопы, которым господин в голодные годы откажет в прокормлении и которых он будет ссылать со двора для пропитания именем Божиим, могут получить вольную; указом царя Шуйского 1607 г. предоставлен иск о вольности холопам, которых господа не женили, по достижении ими определенного возраста («да не умножится блуд и скверное деяние в людях»).
Про этот последний указ Уложение Алексея Михайловича забыло, указ же 1603 г. введен с такой оговоркой, которая совершенно парализовала его значение (холопам, прогнанным со двора для прокормления, велено выдавать вольные только тогда, если господа сами признают справедливость факта, на который ссылаются их рабы); но в то же время Уложение прибавляет два новых случая обязательного освобождения рабов:
1) рабам изменника, отъехавшего из Московского государства, может быть дана вольная, по особому государеву указу и боярскому приговору;
2) рабы некрещеных иноземцев, принявшие православие, выкупаются правительством по 15 руб. за человека.
Уложение же впервые упоминает об особых юридических отношениях В. к их прежним господам, а именно — оно запрещает В. по духовным искать не выданного им движимого имущества с наследников их умершего господина; на Уложение же ссылается «Свод Законов» 1857 г., не допуская В. крепостных к свидетельству под присягой, по делам тяжебным, ни в пользу, ни против прежних помещиков и детей их, устраняя их в делах уголовных от свидетельства под присягой против прежних владельцев и детей их, а равно и от повального обыска по делам последних.
Правила Уложения о составлении и исполнении отпускных подвергались неоднократным изменениям; «Свод Законов» 1857 г. различает отпуск на волю помещичьих крестьян целыми селениями и порознь. Целыми селениями помещичьи крестьяне могли быть отпускаемы не иначе, как с землей, которая за условленное вознаграждение уступалась им в собственность (Свободные хлебопашцы) или же (с 1842 г.) за условленные повинности передавалась в одно лишь пользование. Порознь же крестьяне могли быть отпускаемы и без земли, причем различались отпускные, в духовных завещаниях помещенные, и отпускные, при жизни владельца совершенные; последние бывали крепостные и домашние.
В 1816 г. запрещено было вмещать в отпускные такие условия, которые могли бы быть стеснительны для свободы увольняемого, но в 1844 г. разрешено было помещикам заключать со своими дворовыми людьми договоры об отпуске их на волю без земли и с платежом последними за себя условленных сумм; при несостоятельности к платежу такие В. брались в рекруты, а прежнему владельцу выдавалась зачетная квитанция; при неспособности к военной службе они отдавались в заработки частным лицам или отправлялись в крепостные работы.
Особенно заботило законодательство устройство В. и ограждение их свободы. В 1781 и 1783 гг. запрещено было вторично укреплять В. за кем-либо, но на практике постановление это, вероятно, нарушалось и потому понадобилось неоднократное подтверждение его, между прочим и в 1804 и 1821 гг.
Таких мотивов чуждо было петровское законодательство. В 1722 г. повелено всех В. переписать и годных записать в солдаты; В., записанный в солдаты, мог быть укреплен за лицом, который вместо него ставил другого рекрута.
Манифестом 1775 г. разрешено было В. приписываться к сельским или городским сословиям; это было не только правом, но и обязанностью, которая должна была быть выполнена при первой после отпущения их ревизии. До этого срока они были свободны от рекрутской повинности, но им предоставлена была широкая свобода наниматься в рекруты.
В 1827 г. В. и детей их воспрещено было принимать на государственную службу; но запрещение того же года о приеме крепостных в университеты и др. высшие и средние учебные заведения не было распространено на В. С упразднением крепостного права, особые постановления о В. потеряли свое значение; но в «Своде Законов» 1876 г. сохранилось еще о них воспоминание в ст. 522, т. IX, предоставляющей сыновьям вольноотпущенных жен и дев, по достижении совершеннолетия, приписываться к мещанским обществам без согласия последних.
«Брокгауз и Ефрон»
Репутация: 3
Рейтинг: 110
Кол-во тем: 82
Сообщения: 581
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА.

Под патронажем Екатерины II существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения». Туда принимали младенцев, «не спрашивая приносящего», кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить, не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя.
Особую роль в развитии воспитательных учреждений сыграл Иван Иванович Бецкой, побочный сын князя И.Ю.Трубецкого. Согласно его проектам, разработанным в 60-70-е гг. XVIII века, в России должна была возникнуть целая сеть закрытых учебно-воспитательных учреждений, которая включала бы низшие и средние учебные заведения для дворян (благородного сословия) — пансионы, а для лиц третьего чина (мещан и купцов) — воспитательные дома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища. Осуществить свою программу во всей полноте Бецкому не удалось. В соответствии с его планами был преобразован Сухопутный шляхетский корпус, учреждено первое женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц в Смольном монастыре, а также коммерческие училища для мещан и воспитательные дома в Петербурге и Москве для сирот и подкидышей. Кстати, по настоянию Бецкого преимущество при поступлении в кадетские корпуса отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, детям обедневших дворян, которые на свои средства не могли дать детям приличное образование (этот принцип приема в русские кадетские корпуса сохранялся и в дальнейшем).
В Московском журнале №8 за 2002 год написано, что условия содержания детей в Московском воспитательном доме были ужасные. Там же приводилась статистика их смертности: 1764 год (первый год приема): принято 523, умерло 424; 1765 год: принято 793, умерло 597; 1766 год: принято 742, умерло 596; 1767 год: принято 1089, умерло 1073. Столь же неутешительны цифры и последующих лет. Даже в конце XIX века смертность здесь составляла 87,7 процента.
Московский воспитательный дом управлялся Опекунским советом, содержался на пожертвования частных лиц, а также на специальные налоги (с театральных зрелищ, 1/4 доходов от клеймения карт). В 1772 при Воспитательном доме созданы кредитные учреждения — Ссудная, Сохранная и Вдовья казна, в том же году П.А. Демидов открыл при Воспитательном доме первое коммерческое училище (Демидовское купеческое училище). Дети 7-11 лет обучались чтению, письму, рисованию, ремёслам. С 1774 воспитанников отдавали в город для обучения на фабриках и в мастерских; при Воспитательном доме были организованы столярные, слесарные и другие мастерские. Часть воспитанников посылалась для дальнейшего обучения в Московский университет, Академию художеств и другие учебные заведения. 180 наиболее талантливых воспитанников Воспитательного дома были отправлены изучать коммерцию в Лондон, медицину — в Страсбург и Вену, художества — в Париж и Рим.
В 1772 в Москве при Воспитательном доме были открыты классы «изящных искусств», в конце 1773 начал функционировать созданный из питомцев домашний театр. К 1778 в репертуаре домашнего Театра Воспитательного дома насчитывалось 12 комедий, 2 оперы и несколько балетов. Сценическое искусство преподавали крупные актёры. В 1783 Екатерина II подарила под Театр Воспитательного дома «старый придворный деревянный» театр, то есть Головинский оперный дом на Яузе. Открытие публичного Театра Воспитательного дома возмутило антрепренёра М. Медокса, имевшего привилегию на содержание в Москве всех публичных зрелищ, и он подал жалобу императрице. В ноябре 1784 по соглашению Опекунского совета Воспитательного дома с Медоксом труппа из воспитанников вошла в состав труппы Петровского театра.
В 1777 при Московском воспитательном доме существовала танцевальная труппа К. Беккари; 50 воспитанников Воспитательного дома работали в 1777-82 в Русском театре К. Книппера. В Вольный российский театр из Воспитательного дома были взяты 15 актёров и 17 актрис. По пятницам и воскресеньям в театральном зале Воспитательного дома проводились концертные вечера с непременным участием «хора питомцев».
С 1797 года все воспитательные учреждения в Российской империи были отданы под покровительство императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I, которая руководила ими до 1828 года.
Весь курс обучения был разделён на пять классов (лет): начальный, куда дети поступали из деревень; приготовительный; первый учебный; второй учебный; третий учебный. Изучались предметы: арифметика, география, история, естествознание, рисование, языки русский, немецкий, французский и латынь. Некоторых питомцев учили музыке, пению и танцам.
К 20-ым годам XIX века сложилась устойчивая тенденция: сильнейшие по дарованиям направлялись для дальнейшей учёбы в земледельческую школу, в Коммерческое Училище, в гимназии при медико-хирургической академии и Московском Университете, более слабые — в писаря и аптекарские ученики. Самые последние по способностям и усердию отдавались в обучение ремёслам.
В 1826 было решено устроить вне Воспитательного Дома мастерские для разных ремёсел со спальнями, столовыми и прочими потребностями и переместить туда всех воспитанников, там ремёслам обучающихся, а на освободившихся площадях предполагалось увеличить число воспитанниц института повивальных искусства, доведя их число до 60; умножить число воспитанниц, готовящихся к званию наставниц; учредить особые классы для подготовки учительниц музыки.
В 1826 же последовало высочайшее повеление императора Николая I, по которому Воспитательному Дому были пожалованы каменные корпуса бывшего Слободского дворца, которые после пожара 1812 года оставались в запустении. Именно с этого момента в документах стало появляться наименование “Ремесленное Учебное Заведение при Московском Воспитательном Доме“ и упоминания о его дирекции. В Слободской дворец было предложено переместить помимо РУЗ ещё богадельню для увечных питомцев и пристанище для престарелых служителей.
Занятия в РУЗ начались в 1832 году, первый выпуск ремесленников состоялся в 1837 году, мастеров — в 1839. В новом учебном заведении при весьма элементарной поначалу теоретической подготовке воспитанники обучались в основном тому же перечню ремёсел: картонному, малярному, жестяничному, переплётному, резному, столярному, слесарному, оловянно — литейному и даже сапожному и портному. Контингент обучающихся по-прежнему формировался из числа питомцев Воспитательного Дома, признанных ни к чему более не способными. При этом срок обучения не регламентировался и зависел более от способностей и прилежания каждого.
Как уже говорилось, в 1828 года был издан закон, запретивший открывать воспитательные дома в провинции, но Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома продолжали действовать.
В 1837 Николай I приказал всех сирот и подкидышей неизвестного происхождения отправлять на воспитание в крестьянские семьи, а впоследствии обращать в государственных крестьян. Воспитанников Московского воспитательного дома, например, отдавали в деревни в основном Московской губернии бездетным крестьянам, которым за это выплачивалось известное вознаграждение. Дети получали фамилии своих приемных отцов и соответствующие отчества. Достигшие школьного возраста обучались в четырехклассных школах Дома, открытых во многих уездах губернии. Дальнейшая судьба приемышей зависела от воли усыновителей.
Сведения о воспитанниках и воспитанницах Воспитательного дома в Санкт-Петербурге и Николаевского сиротского института (1887-1914) имеются, например, в Музее истории Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге.
По правилам 1890 года в московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома принимались на призрение и временное кормление незаконные дети не старше 1 года: 1) лишившиеся матери; 2) если матери, по бедности или необходимости сохранения тайны рождения, не могут держать ребенка при себе, и 3) подкидыши. Законные младенцы принимались, если мать умерла или по болезни не могла кормить сама ребенка, а отец не имел средств для его содержания. Матери, желающей кормить ребенка дома, выдавали не более 2 лет пособие. Окрепших детей отдавали на воспитание в деревни, где они, за установленную плату, изменяющуюся по возрасту и прекращающуюся с 15 л., оставались в семействах крестьян до 21 г.

— О смертности в воспитательных домах: istoriirossii.ru/19-vek/323-vospitatelnye-doma-v-rossii-xix-veka.html

Изучая метрические книги 19 века по Дёсеновской волости Подольского уезда, например, с.Берёзки, находила множество записей о смерти младенцев, взятых крестьянскими семьями из воспитательного дома. Судя по всему, бедные крестьянские семьи брали на вскормление и воспитание сирот-младенцев из таких воспитательных домов ради дополнительного заработка, но в большинстве случаев, младенцы быстро умирали. Впрочем, выскокая смертность была не только среди приёмных детей, но и своих собственных. Причины и обсуждения высокой детской и младенческой смертности среди крестьян Московской губернии — отдельный разговор.
Репутация: 0
Рейтинг: 9
Кол-во тем: 14
Сообщения: 89
В продолжение темы воспитательных домов:

В дореволюционной России существовала практика клеймения детей!

" Клеймили воспитанников Московского Воспитательного дома, основанного 1 сентября 1763 г., причем только тех из них, кого отдавали в села и деревни на воспитание крестьянам. Первоначально обходились без медиков и клейма на детей ставил писарь, затем это стало обязанностью дежурных лекарей. Поскольку таким детям полагалось казенное пособие, то клеймение считалось действенной практикой, которая исключала их подмену и получение пособий за умерших воспитанников Воспитательного дома деревенскими. Клеймение было ликвидировано только указом от 29 сентября 1803 г… сохранившимся в Центральном историческом архиве г. Москвы: «Отменить навсегда клеймение на теле детей, по деревням на воспитание отдаваемых, и ввести употребление, вместо нитяной ситемы, шёлковых шнурков с обыкновенным на свинце тисненым клеймом, и так как они более полгода не могут, то переменять их при объездах одним только почетным опекуном и директором деревенской Экспедиции, коими сверяются клейма, особо на то сделанные».
Интересно, как обстояло дело с клеймением в Воспитательном доме в Петербурге?! Скорее всего, аналогично...


Воспитательный дом со стороны Москвы реки, открыта их моего собрания. Выпущена между 1905 и 1914 гг. Слева видна несохранившаяся башня Китайгородской стены.



Поскольку в комментариях был проявлен интерес к истории Воспитательного дома, добавил информацию о нем: Воспитательный дом (ныне Китайгородский пр. 9/5) сооружен в 1764-1770 гг. архитектором К.И. Бланком. Его планировка и общая объемно-планировочная композиция близки принципам построения огромного ансамбля Военной школы в Париже (1750-1771, архитектор Ж.А.Габриэль).
По проекту здание расчитанное на 8000 детей, должно было состоять из двух корпусов, окружающих прямоугольные дворы и объединенных центральным корпусом, выступающим из общего массива здания в сторону Москвы-реки. Весь участок Воспитательного дома должны были обрамлять с трех сторон двухэтажные корпуса со складами, служебно-производственными и жилыми помещениями, но проект не получил полного осуществления при жизни К.И.Бланка, позднее в его реализации принимал участие Д.И.Жилярди, один из корпусов был сооружен в нач. 20 в., восточный корпус был достроен лишь в 1930-х гг.
В 1869-1870 гг. в одном из корпусов Воспитательного дома жил в казенной квартире историк С.М.Соловьев, который “с Высочайшаго Ея Императорского Величества Государыни Императицы соизволению был определен инспектором классов Николаевского сиротского института при Московском воспитательном доме, с оставлением его в должности ординарного профессора Московского университета на два года, то есть до выслуги им полной пенсии по университету”. Вместе с С.М.Соловьевым в Воспитательном доме жила и его семья в т.ч. сыновья Всеволод, писатель, исторический романист, и Владимир, знаменитый философ.
В настоящее время Воспитательный дом занимает Военная Академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого.


Источник
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.