Главный Военно-Исторический Архив
Знакомимся с Главным архивом военной истории России.Здесь хранятся документы российской армии за период с конца 17 века и по 1918 год.
Для начала несколько путевых заметок. Архив расположен в районе метро Бауманская. Эта станция Арбатско-Покровской линии начинала строиться ещё во время Великой Отечественной Войны. Открыта в 1944 году, носит имя известного революционера Николая Эрнестовича Баумана, убитого в этом районе в 1905 году.
Военный архив находится в старом историческом районе Москвы, несколько столетий здесь существовала Немецкая слобода. Об этом напоминает мозаичная картина на торце здания возле метро.
Путь к архиву лежит через Ладожскую улицу, известную ещё в 19 веке. Примета времени- в одном из домов постройки советского периода обосновался представитель американского фаст-фуда, Макдоналдс, и кабачок с довольно сомнительным названием. Сложно представить, но когда-то в этих краях бурлил Немецкий рынок, а в 19 веке у местных жителей был популярен скандально известный трактир «Амстердам».
Здание архива — Петровский дворец на Яузе, который называют ещё Лефортовским.Построен по заказу Петра Первого в самом конце 17 века для его сподвижника, Франца Лефорта. Однако Лефорту было не суждено с комфортом обжиться в новом дворце — почти сразу после новоселья он скончался. Затем царь подарил дворец другому своему соратнику — Александру Меньшикову.При нём была осуществлена серьёзная перестройка дворцового комплекса — появились новые строения и фонтан. После того, как Меньшиков попал в опалу, всё его имущество было конфисковано, и дворец перешёл в ведение государственной казны.
Вид дворца:
В течении времени, здание дворца несколько раз страдало от пожара, ремонтировалось, перестраивалось.Во время войны 1812 года в помещении оборудовали госпиталь. Затем дворец был заброшен и стал разрушаться: «Сама природа, без всякой человеческой заботы, украсила его дикорастущими большими деревьями по окнам, дверям, кровле и т. п. В нём имели пристанище стаи птиц и толпы жуликов, так что поздно вечером и ночью никто не смел проходить мимо».
С середины 19 века дворец отремонтировали, надстроили третий этаж.И там расположилось Московское отделение архива Главного штаба.
Предметы, найденные во время раскопок при реставрации дворца. Фото с официального сайта архива:
Главный вход:
Теперь тут находятся читальные залы и хранилище основных документов по военной истории Российской империи, сокращенное название архива РГВИА. Здесь же располагается и Государственный архив фонодокументов.
На территории бывшего дворцового комплекса множество зданий, каждое из которых по своему чем-то интересно и знаменито. Например, в одном из флигелей, стоящих полукругом, родился и жил известный советский режиссёр, автор к/ф «Чапаев», Сергей Дмитриевич Васильев. Его отец был начальником военного архива и проживал там в служебной квартире.
Здание, где расположен основной читальный зал:
Баннер, приуроченный к столетию архивной службы России, привлёк моё внимание тем, что находился на каком-то необычном возвышении:
При ближайшем рассмотрении, это оказалось полуподземное сооружение. Пожалуй единственное, что сохранилось здесь почти в первозданном виде. Со слов сотрудника архива, проходившего мимо по своим делам, это не что иное, как ледник. Когда-то использовался для хранения провианта, но было время, что здесь даже размещалась мертвецкая.
На подступах к читальному залу. На стендах можно подробно изучить исторический план Петровского дворца:
Бюст императрицы Марии Фёдоровны — не просто дань памяти матери последнего российского царя.Следует упомянуть, что Мария Фёдоровна была шефом нескольких полков и воинских подразделений, в том числе Кавалергардского полка, лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, Гвардейского экипажа, высочайшей покровительницей Российского общества Красного Креста.
Пока преждевременно делать подробные выводы и делиться своими впечатлениями о работе военно-исторического архива — только недавно начала там изучать документы в читальном зале. Но есть моменты, о которых необходимо упомянуть. Возможно для тех, кто собирается туда отправиться первый раз и может взять эти особенности на заметку.
1. Пропуск в читальный зал сразу не дают. Это несколько странно, ведь во всех архивах и серьёзных библиотеках Москвы пропуска делаются практически в день обращения. Здесь приходится либо сверяться со списком у охранника, если были ранее заказаны дела. Либо звонить с поста в читальный зал по местному телефону, чтобы сотрудник архива дал распоряжение охране. Не очень удобно, но терпимо.
2.Запрещена фотосъёмка своими средствами, ни телефоном, ни фотоаппаратом. Даже платно. Это очень усложняет работу с документами, на переписывание нужных страниц вручную тратится уйма времени. Чем обусловлены такие «драконовские» меры, давно отжившие в других архивных организациях — непонятно.
3.Изготовление заказанных (платных) копий делается очень долго.Две-три недели нужно ждать только чтобы получить выписанный счёт на оплату. После предъявления уже оплаченного счёта копии делаются в течении месяца, в лучшем случае. То есть, от момента заказа копий нужных страниц до получения результата проходит 1.5 — 2 месяца. Не критично, но так как услуга платная, то сроки могли бы быть оптимальными.
Винить во всех этих неудобствах сотрудников архива я бы не стала.Не сомневаюсь, что есть множество причин, как материального, так и технического характера, которые осложняют работу сотрудников и деятельность посетителей читальных залов. Но всё же…
На дворе 21 век, а речь идёт о Главном(! ) военном (! ) историческом архиве страны (! ).
Не смотря ни на что, хочется думать, что все эти трудности и недоразумения временные, всё это на самом деле не так критично. Потраченное время и усилия не пропадут даром. А работа в архиве обязательно порадует интересными находками и открытиями.
Для начала несколько путевых заметок. Архив расположен в районе метро Бауманская. Эта станция Арбатско-Покровской линии начинала строиться ещё во время Великой Отечественной Войны. Открыта в 1944 году, носит имя известного революционера Николая Эрнестовича Баумана, убитого в этом районе в 1905 году.
Военный архив находится в старом историческом районе Москвы, несколько столетий здесь существовала Немецкая слобода. Об этом напоминает мозаичная картина на торце здания возле метро.
Путь к архиву лежит через Ладожскую улицу, известную ещё в 19 веке. Примета времени- в одном из домов постройки советского периода обосновался представитель американского фаст-фуда, Макдоналдс, и кабачок с довольно сомнительным названием. Сложно представить, но когда-то в этих краях бурлил Немецкий рынок, а в 19 веке у местных жителей был популярен скандально известный трактир «Амстердам».
Здание архива — Петровский дворец на Яузе, который называют ещё Лефортовским.Построен по заказу Петра Первого в самом конце 17 века для его сподвижника, Франца Лефорта. Однако Лефорту было не суждено с комфортом обжиться в новом дворце — почти сразу после новоселья он скончался. Затем царь подарил дворец другому своему соратнику — Александру Меньшикову.При нём была осуществлена серьёзная перестройка дворцового комплекса — появились новые строения и фонтан. После того, как Меньшиков попал в опалу, всё его имущество было конфисковано, и дворец перешёл в ведение государственной казны.
Вид дворца:
В течении времени, здание дворца несколько раз страдало от пожара, ремонтировалось, перестраивалось.Во время войны 1812 года в помещении оборудовали госпиталь. Затем дворец был заброшен и стал разрушаться: «Сама природа, без всякой человеческой заботы, украсила его дикорастущими большими деревьями по окнам, дверям, кровле и т. п. В нём имели пристанище стаи птиц и толпы жуликов, так что поздно вечером и ночью никто не смел проходить мимо».
С середины 19 века дворец отремонтировали, надстроили третий этаж.И там расположилось Московское отделение архива Главного штаба.
Предметы, найденные во время раскопок при реставрации дворца. Фото с официального сайта архива:
Главный вход:
Теперь тут находятся читальные залы и хранилище основных документов по военной истории Российской империи, сокращенное название архива РГВИА. Здесь же располагается и Государственный архив фонодокументов.
На территории бывшего дворцового комплекса множество зданий, каждое из которых по своему чем-то интересно и знаменито. Например, в одном из флигелей, стоящих полукругом, родился и жил известный советский режиссёр, автор к/ф «Чапаев», Сергей Дмитриевич Васильев. Его отец был начальником военного архива и проживал там в служебной квартире.
Здание, где расположен основной читальный зал:
Баннер, приуроченный к столетию архивной службы России, привлёк моё внимание тем, что находился на каком-то необычном возвышении:
При ближайшем рассмотрении, это оказалось полуподземное сооружение. Пожалуй единственное, что сохранилось здесь почти в первозданном виде. Со слов сотрудника архива, проходившего мимо по своим делам, это не что иное, как ледник. Когда-то использовался для хранения провианта, но было время, что здесь даже размещалась мертвецкая.
На подступах к читальному залу. На стендах можно подробно изучить исторический план Петровского дворца:
Бюст императрицы Марии Фёдоровны — не просто дань памяти матери последнего российского царя.Следует упомянуть, что Мария Фёдоровна была шефом нескольких полков и воинских подразделений, в том числе Кавалергардского полка, лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, Гвардейского экипажа, высочайшей покровительницей Российского общества Красного Креста.
Пока преждевременно делать подробные выводы и делиться своими впечатлениями о работе военно-исторического архива — только недавно начала там изучать документы в читальном зале. Но есть моменты, о которых необходимо упомянуть. Возможно для тех, кто собирается туда отправиться первый раз и может взять эти особенности на заметку.
1. Пропуск в читальный зал сразу не дают. Это несколько странно, ведь во всех архивах и серьёзных библиотеках Москвы пропуска делаются практически в день обращения. Здесь приходится либо сверяться со списком у охранника, если были ранее заказаны дела. Либо звонить с поста в читальный зал по местному телефону, чтобы сотрудник архива дал распоряжение охране. Не очень удобно, но терпимо.
2.Запрещена фотосъёмка своими средствами, ни телефоном, ни фотоаппаратом. Даже платно. Это очень усложняет работу с документами, на переписывание нужных страниц вручную тратится уйма времени. Чем обусловлены такие «драконовские» меры, давно отжившие в других архивных организациях — непонятно.
3.Изготовление заказанных (платных) копий делается очень долго.Две-три недели нужно ждать только чтобы получить выписанный счёт на оплату. После предъявления уже оплаченного счёта копии делаются в течении месяца, в лучшем случае. То есть, от момента заказа копий нужных страниц до получения результата проходит 1.5 — 2 месяца. Не критично, но так как услуга платная, то сроки могли бы быть оптимальными.
Винить во всех этих неудобствах сотрудников архива я бы не стала.Не сомневаюсь, что есть множество причин, как материального, так и технического характера, которые осложняют работу сотрудников и деятельность посетителей читальных залов. Но всё же…
На дворе 21 век, а речь идёт о Главном(! ) военном (! ) историческом архиве страны (! ).
Не смотря ни на что, хочется думать, что все эти трудности и недоразумения временные, всё это на самом деле не так критично. Потраченное время и усилия не пропадут даром. А работа в архиве обязательно порадует интересными находками и открытиями.
Цитата: Irina-1968
2.Запрещена фотосъёмка своими средствами, ни телефоном, ни фотоаппаратом. Даже платно.
Вот это полный бред, конечно! Все документы до 1917 года должны быть доступны для фотосъемки во всех архивах.
Во-первых, свободное создание резервных копий документов увеличивает «выживаемость» архивного фонда страны в случае каких-то чрезвычайных происшествий (привет сгоревшему ИНИОН!). По сути, исследователи с помощью пересъемки реально спасают документы, существующие в единичном экземпляре и хранящиеся в одном здании.
Во-вторых, это значительно снижает нагрузку на перегруженные читальные залы архивов: пользователь пришел, отщелкал всё за 15 минут и ушел; а если он еще и выложил отснятые материалы в интернет, то другим пользователям вообще не придется идти в архив. Уменьшение государственных расходов на архивы, высвобождение времени у сотрудников и исследователей, никаких очередей.
7 июня Государственный архив фонодокументов приглашает на день открытых дверей:
Приглашаем всех желающих посетить наш архив фонодокументов и узнать много интересного! Чтобы попасть к нам на день открытых дверей, звоните и записывайтесь по телефону: 8 (499) 267-80-56
Источник: ргафд.рф/news/07-06-2018
Приглашаем всех желающих посетить наш архив фонодокументов и узнать много интересного! Чтобы попасть к нам на день открытых дверей, звоните и записывайтесь по телефону: 8 (499) 267-80-56
Источник: ргафд.рф/news/07-06-2018
К 100-летию Архивной службы России виртуальная выставка Военно-Исторического архива под названием «Мы дышим светом отживших веков»:
ргвиа.рф/virtualnaya-vystavka-k-100-letiyu-gosudarstvennoi-arkhivnoi-sluzhby-rossii
ргвиа.рф/virtualnaya-vystavka-k-100-letiyu-gosudarstvennoi-arkhivnoi-sluzhby-rossii
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.