Старообрядческая церковь в Турчаниновом переулке
Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины расположен в историческом центре Москвы, в доме № 4 в Турчаниновом переулке. Ранее переулок назывался 3-м Ушаковским (а в старину — Конюшенным), затем был переименован по фамилии владельца участка № 2–4 подпоручика С.Г. Турчанинова. После него участок поменял нескольких владельцев, а с 1872 года он принадлежал потомственной почетной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой, у которой его приобрел известный московский старообрядческий купец Павел Павлович Рябушинский. В марте 1905 года П.П. Рябушинский перестраивает дом (в котором в настоящее время находится Остоженская община). После регистрации более 100 лет назад на этом месте первой старообрядческой общины, Рябушинский жертвует этот участок земли под строительство храма.
После того как были сняты запреты на возведение в Москве старообрядческих храмов, существовавшие два с половиной века, на средства купцов Рябушинских и других представителей Остоженской общины, в 1907-1911 была построена Покровская церковь в историческом районе Остоженки.
Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года.
Храм построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята в стиле раннего новгородского зодчества.
В основу проекта Покровского храма архитекторами положена композиция новгородской церкви «Спаса в Нередицах». Этот мотив проходит в плане, представляющем греческий равносторонний крест. Перекрещивающиеся арки дали возможность строителям освободиться от внутренних столбов и иметь открытую трапезную, оканчивающуюся с восточной стороны тремя апсидами алтаря, а с западной — притвором.
Иконостас представляет собой огромную художественную и археологическую ценность — 3-х ярусный, золоченый, весь из подлинных древних икон, из собрания Степана Павловича Рябушинского, с низенькими царскими вратами новгородских писем первой половины XV века.
В 1932 году церковь была закрыта, а с 1966 года в здании храма размещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ «Биотехника») Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны. Колоколов не стало. Было сделано несколько незначительных пристроек. Внутренность полностью переделана, нагорожены этажи. По улице сохранилась ограда и чугунная решетка, в каменных столбиках ограды — остатки цветных изразцов. На государственной охране здание не числилось, хотя представляло собою редкий образец церковной постройки стиля модерн в «древнерусском духе».
2 декабря 1992 года по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия была зарегистрирована Остоженская Cтарообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви, и комитетом по управлению имуществом г. Москвы ей были переданы храм и дом причта в Турчаниновом переулке. Настоятелем Храма был назначен иерей Сергий Лисуренко, стараниями которого Храм стал возрождаться, и богослужения в нем возобновились.
Возрождению Покровской церкви предшествовала долгая реставрация здания и обустройство территории, все работы проводились на добровольные пожертвования и силами членов Остоженской общины.
10 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов на главы восстановленного купола. 12 декабря 1999 года храм был освящен митрополитом Московским и всея Руси Алимпием. По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве, этот храм был переосвящен во имя Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы. Также в церкви имеется придел во имя Рождества Святителя Николы.
Главный и боковой входы в храм:
Вот такой вполне современный детский городок на территории исторического храма:
По соседству со старообрядческой церковью сохранился деревянный дом, но ни год постройки, ни статус собственника выяснить пока не удалось.Редко можно встретить в историческом центре столицы хорошо сохранившиеся деревянные строения, но этому дому явно повезло:
Попасть внутрь старообрядческой церкви к сожалению не удалось: она открыта в основном по выходным, только для богослужений.
Более подробно прочитать об истории Остоженской общины и этапах реставрации храма, увидеть интересные фотографии можно у известного блогера-старообрядца Михаила Панкратова.
Если кто-то полагает, что старообрядчество осталось в нашем далёком прошлом — это не так. Сейчас старообрядцы, наряду с другими религиозными организациями, не просто возрождаются, а очень активно отвоёвывают свои прежние позиции.Достаточно вспомнить, что к старообрядцам разных толков относилась большая часть купеческой и предпринимательской элиты Российской империи.Они не только играли большую роль в экономике государства, но и открыто проявляли себя в общественной, культурной, благотворительной деятельности.
Однако, недоступный для посещения средь бела дня храм, и полное отсутствие какой-либо информации о нём ввиде табличек или информаицонных стендов, наводит на мысль, что старообрядцы 21 века — это в своём роде закрытое сообщество. И вход туда открыт далеко не для всех....
Ещё фото
После того как были сняты запреты на возведение в Москве старообрядческих храмов, существовавшие два с половиной века, на средства купцов Рябушинских и других представителей Остоженской общины, в 1907-1911 была построена Покровская церковь в историческом районе Остоженки.
Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года.
Храм построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята в стиле раннего новгородского зодчества.
В основу проекта Покровского храма архитекторами положена композиция новгородской церкви «Спаса в Нередицах». Этот мотив проходит в плане, представляющем греческий равносторонний крест. Перекрещивающиеся арки дали возможность строителям освободиться от внутренних столбов и иметь открытую трапезную, оканчивающуюся с восточной стороны тремя апсидами алтаря, а с западной — притвором.
Иконостас представляет собой огромную художественную и археологическую ценность — 3-х ярусный, золоченый, весь из подлинных древних икон, из собрания Степана Павловича Рябушинского, с низенькими царскими вратами новгородских писем первой половины XV века.
В 1932 году церковь была закрыта, а с 1966 года в здании храма размещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ «Биотехника») Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны. Колоколов не стало. Было сделано несколько незначительных пристроек. Внутренность полностью переделана, нагорожены этажи. По улице сохранилась ограда и чугунная решетка, в каменных столбиках ограды — остатки цветных изразцов. На государственной охране здание не числилось, хотя представляло собою редкий образец церковной постройки стиля модерн в «древнерусском духе».
2 декабря 1992 года по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия была зарегистрирована Остоженская Cтарообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви, и комитетом по управлению имуществом г. Москвы ей были переданы храм и дом причта в Турчаниновом переулке. Настоятелем Храма был назначен иерей Сергий Лисуренко, стараниями которого Храм стал возрождаться, и богослужения в нем возобновились.
Возрождению Покровской церкви предшествовала долгая реставрация здания и обустройство территории, все работы проводились на добровольные пожертвования и силами членов Остоженской общины.
10 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов на главы восстановленного купола. 12 декабря 1999 года храм был освящен митрополитом Московским и всея Руси Алимпием. По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве, этот храм был переосвящен во имя Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы. Также в церкви имеется придел во имя Рождества Святителя Николы.
Главный и боковой входы в храм:
Вот такой вполне современный детский городок на территории исторического храма:
По соседству со старообрядческой церковью сохранился деревянный дом, но ни год постройки, ни статус собственника выяснить пока не удалось.Редко можно встретить в историческом центре столицы хорошо сохранившиеся деревянные строения, но этому дому явно повезло:
Попасть внутрь старообрядческой церкви к сожалению не удалось: она открыта в основном по выходным, только для богослужений.
Более подробно прочитать об истории Остоженской общины и этапах реставрации храма, увидеть интересные фотографии можно у известного блогера-старообрядца Михаила Панкратова.
Если кто-то полагает, что старообрядчество осталось в нашем далёком прошлом — это не так. Сейчас старообрядцы, наряду с другими религиозными организациями, не просто возрождаются, а очень активно отвоёвывают свои прежние позиции.Достаточно вспомнить, что к старообрядцам разных толков относилась большая часть купеческой и предпринимательской элиты Российской империи.Они не только играли большую роль в экономике государства, но и открыто проявляли себя в общественной, культурной, благотворительной деятельности.
Однако, недоступный для посещения средь бела дня храм, и полное отсутствие какой-либо информации о нём ввиде табличек или информаицонных стендов, наводит на мысль, что старообрядцы 21 века — это в своём роде закрытое сообщество. И вход туда открыт далеко не для всех....
Ещё фото
Цитата: Irina-1968
Сейчас старообрядцы, наряду с другими религиозными организациями, не просто возрождаются, а очень активно отвоёвывают свои прежние позиции.
Кстати, 16 марта президент России встречался с главой русской старообрядческой церкви, митрополитом (у старообрядцев это как патриарх) Корнилием.
С официального сайта президента РФ.
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.