Исторические хроники деревни N. Часть 2. Исчезнувший храм
«Перед въездом в Никольское заметно и ныне ещё возвышенное место с четырёхугольным липовым садом, где находилась прежняя барская усадьба, а под горкою у Большого пруда была деревянная церковь, снесённая по ветхости своей лет 90 тому назад...»
Так пишет о Никольском один из его владельцев, Дмитрий Оттович Шеппинг, в своей книге «Древний Сосенский стан Московского уезда». Но о старинной церкви больше никаких сведений в его труде нет.
Поиски информации об исчезнувшем Никольском храме приводят к изданию «Уничтоженные церкви Московского уезда», Николая Скворцова за 1902 год — бесценный источник для историков и краеведов: «Никольское на Тёплых Станах.Впервые упоминается оно как „сельцо Никольское в Плечикове, что слыла деревня Поповская на речке Сосенке — вотчина за князем А.Хованским.Сын его Иван выстроил здесь в 1677 году церковь Николая Чудотворца с приделами Иоанна Златоустого и мученицы Ирины.Приход новопостроенной церкви составился из дворов священника, дъячка, пономаря, самого Хованского и десяти крестьянских“.
Николай Скворцов. 1914 г.
И тут наблюдается некоторое расхождение с текстом самого Дмитрия Оттовича: „В своём настоящем виде Никольское соответствует по первым писцовым книгам трём различным дачам, постепенно слившимся в одно владение: сельцу Никольскому в Пленниках, бывшей деревне Поповке....“
Так в Плечикове или Пленниках (в некоторых вариантах Пленницах)? На старинной карте, составленной С.Б.Веселовским, тоже значится Никольское в Плечикове.
Однако, по всем, без исключения историческим источникам, следует, что земли эти ранее принадлежали Андреевскому монастырю, откуда и пошло название сельца Поповка или Поповское.
Вид на Андреевский монастырь. В 19 веке известен как Андреевская богадельня:
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII в. Точное происхождение этого название неизвестно.
Версия известного историка и археолога И.Е.Забелина:
«Пленицами в Москве и на юге, например, на нижнем Днепре, называют связки плотов или, собственно, плоты всякого леса, пригоняемого по весенней воде до назначенного места. Московское урочище Пленицы оттого и получило свое имя, что в этой местности искони собирались шедшие с верху реки плоты-пленицы, пригоняемые для городского потребления».
Существовало ещё несколько версий относительно названия „в Пленницах или Пленниках“, как например предположение, что в стародавние времена на этом месте была деревня или сельцо Паленицы.И монастырь возник в одноимённом урочище, оставшемся после канувшего в лету поселения.
Но откуда взялось наименование Никольского „в Плечикове“? Кто ближе к истине в этом споре — Шеппинг с Забелиным против Скворцова и Веселовского?
Поставить точку в этом вопросе и установить подлинное название под силу только маститым историкам, оставим этот вопрос на их усмотрение. Главный же вывод в истории Никольского, который можно смело делать на основании имеющихся источников — бывшее владение Андреевского монастыря, деревня Поповка, оказавшись в собственности князей Хованских, приобрела статус села благодаря построенному в конце 17 века храму Николая Чудотворца, и заодно получила новое название — Никольское. А уж в Плечикове или Пленницах — сейчас не столь значимо. Гораздо важнее понять, почему Никольский храм бесследно исчез к концу 18 века, и для этого снова обратимся к трудам историка и москвоведа, протоиерея Николая Алексеевича Скворцова.
После смерти кн.Хованских, их владение сменило нескольких хозяев, в т.ч. Бутурлиных и Прозоровских.А в самом начале 18 века, Никольское и окрестные земли приобрёл Автомон Иванов. Так пишет о нём Шеппинг: „Сын сельского священника, он умер владельцем двадцати тысяч душ крестьян, не вполне безупречно им нажитых во время его управления Поместным Приказом при Петре Великом“…
Сын священника, Автомон Иванович Иванов, сделал серьёзную карьеру ещё при царице Софье, дослужившись до должности думного дъяка и получив в управление Поместный Приказ. При Петре Первом Иванов тоже сумел отличиться, и был назначен управлять ещё тремя серьёзными приказами: Иноземным, Рейтарским и Пушкарским. Но главное своё состояние он сделал именно возглявляя Поместный Приказ, где велось делопроизводство по пожалованию и отводу поместий и вотчин. После смерти Автомона Иванова и его старшего сына Николая, все земельные угодья, капиталы и два десятка тысяч крестьян унаследовала его вдова и дочери. Одна из них, Дарья Николаевна Иванова, в браке Салтыкова, вошла в историю как злодейка-Салтычиха. Ей принадлежало расположенное по соседству с Никольским село Троицкое на Тёплых Станах. А само Никольское с окрестными деревнями — Прокшино, Саврасово, Летово, Зимёнки — перешло во владение её сестёр: Аграфены, в замужестве Тютчевой, и Марфы, в браке — Измайловой.
Иллюстрация П.В.Курдюмова о злодействах Салтычихи:
Так что же с храмом Николая Чудотворца? Как пишет Скворцов, „в 1776 году церковь значится каменною в твёрдости“… а спустя три года, семейство Тютчевых и Измайловых подаёт в Московскую духовную Консисторию прошение, где испрашивается позволение старую двухэтажную каменную церковь частично разобрать, и сделать реконструкцию здания. Но отремонтирвать или перестроить прежнюю церковь не удалось, её состояние оставляло желать лучшего, поэтому владельцы Никольского ходатайствовали разрешить им построить новый храм.Однако, им было отказано, на основании указа Святейшего Синода, т.к. в приходе было менее 40 дворов.Через несколько лет, когда демографическая ситуация в селе улучшилась, Тютчева и Измайлова снова подали прошение о строительстве каменной церкви Николая Чудотворца, по приложенному плану и за их счёт.
16 ноября 1795 года решением Консистории им было дозволено ветхое здание окончательно разобрать, и построить новое на том же месте. Как пишет Скворцов — »Но по какой-то неведомой причине церковь так и не была выстроена"… Что за причина могла помешать владельцам построить новый храм в своём имении, тем более, что они сами этого так упорно добивались? Никаких официальных данных на этот счёт нигде не сохранилось. Но в качестве версии, можно предположить, что виной тому желание священников из расположенной по соседству с Никольским Троицкой церкви, увеличить свой приход.
К тому времени, злополучная Салтычиха уже давно отбывала наказание в монастырской тюрьме. А её имение-Троицкое, находящееся под опекой, было выкуплено владевшей Никольским, семьёй Тютчевых. В Троицком (ранее Говорово), ещё Автомоном Ивановым была построена церковь Святой Троицы, отчего село и получило своё название. Скорее всего, когда встал вопрос о строительстве нового Никольского храма, священник уговорил владельцев отказаться от этой идеи, и в 1797 году приход Никольского был кончательно приписан к Троицкому храму. Причём, по утверждению Скворцова, многие прихожане Никольского были против, и просили перевести их в приход села Летово. Это как раз неудивительно: соседнее Троицкое пользовалось в округе дурной славой, а по утверждению местных жителей, как на церковном погосте, так и в близлежащем лесочке, были закопаны жертвы душегубицы-Салтычихи. Много лет в тех краях ходили леденящие кровь рассказы о замученных Салтыковой молодых красивых девушках, и даже об их призраках, появляющихся иногда в усадебном парке.
К мнению жителей Никольского, как это часто бывает, не прислушались, с той поры и вплоть до окончательного закрытия Троицкого храма в начале 20 века, прихожане из Николо-Хованского крестились, венчались и отпевались именно здесь.
Фото Троицкой церкви в середине 20 века ( с сайта олдмос.ру)
Усадьба Троицкое на Тёплых Станах вошла в историю не только как резиденция зловещей Салтычихи. В 19 веке, в имении проводил свои юношеские годы известный русский поэт, Фёдор Иванович Тютчев, чьи бессмертные строки до боли знакомы каждому русскому человеку:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев Снимок 19 века.
Последний священник Троицкого храма, Григорий Александрович Воинов, был арестован и репрессирован в 1937 году. Церковь была надолго закрыта. Усадьба Троицкое не сохранилась, от неё остались только пруды и старинный парк. Сейчас это посёлок завода Мосрентген.
А хроника деревни N на этом не заканчивается. Я лишь хочу завершить очередную главу этой истории почти пророческими словами из книги уже известного нам Дмитрия Оттовича Шеппинга: «Нигде так скоро, как у нас, не исчезают всякие признаки ещё недавней оседлости: не только после крестьянских изб, но и после сломанных каменных церквей и барских хором, ничего вскоре не остаётся, кроме мелкого кирпича и ям, зарастающих ивняком и бурьяном. О существовании церквей напоминают нам ещё кое-где камни или деревянные кресты, обозначающие бывшее место престола. Единственный же признак, по которому можно догадаться о расположении прежних усадеб, представляет нам углубление в почве и растительное царство: липовые и берёзовые садовые аллеи и проспекты указывают археологу место садов и огородов исчезнувшего селения или барской усадьбы. Вот почему нет ничего удивительного, если в местности описываемого нами Сосенского стана, несмотря на близость его от Москвы, нет никаких исторических памятников и воспоминаний.»
Так пишет о Никольском один из его владельцев, Дмитрий Оттович Шеппинг, в своей книге «Древний Сосенский стан Московского уезда». Но о старинной церкви больше никаких сведений в его труде нет.
Поиски информации об исчезнувшем Никольском храме приводят к изданию «Уничтоженные церкви Московского уезда», Николая Скворцова за 1902 год — бесценный источник для историков и краеведов: «Никольское на Тёплых Станах.Впервые упоминается оно как „сельцо Никольское в Плечикове, что слыла деревня Поповская на речке Сосенке — вотчина за князем А.Хованским.Сын его Иван выстроил здесь в 1677 году церковь Николая Чудотворца с приделами Иоанна Златоустого и мученицы Ирины.Приход новопостроенной церкви составился из дворов священника, дъячка, пономаря, самого Хованского и десяти крестьянских“.
Николай Скворцов. 1914 г.
И тут наблюдается некоторое расхождение с текстом самого Дмитрия Оттовича: „В своём настоящем виде Никольское соответствует по первым писцовым книгам трём различным дачам, постепенно слившимся в одно владение: сельцу Никольскому в Пленниках, бывшей деревне Поповке....“
Так в Плечикове или Пленниках (в некоторых вариантах Пленницах)? На старинной карте, составленной С.Б.Веселовским, тоже значится Никольское в Плечикове.
Однако, по всем, без исключения историческим источникам, следует, что земли эти ранее принадлежали Андреевскому монастырю, откуда и пошло название сельца Поповка или Поповское.
Вид на Андреевский монастырь. В 19 веке известен как Андреевская богадельня:
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII в. Точное происхождение этого название неизвестно.
Версия известного историка и археолога И.Е.Забелина:
«Пленицами в Москве и на юге, например, на нижнем Днепре, называют связки плотов или, собственно, плоты всякого леса, пригоняемого по весенней воде до назначенного места. Московское урочище Пленицы оттого и получило свое имя, что в этой местности искони собирались шедшие с верху реки плоты-пленицы, пригоняемые для городского потребления».
Существовало ещё несколько версий относительно названия „в Пленницах или Пленниках“, как например предположение, что в стародавние времена на этом месте была деревня или сельцо Паленицы.И монастырь возник в одноимённом урочище, оставшемся после канувшего в лету поселения.
Но откуда взялось наименование Никольского „в Плечикове“? Кто ближе к истине в этом споре — Шеппинг с Забелиным против Скворцова и Веселовского?
Поставить точку в этом вопросе и установить подлинное название под силу только маститым историкам, оставим этот вопрос на их усмотрение. Главный же вывод в истории Никольского, который можно смело делать на основании имеющихся источников — бывшее владение Андреевского монастыря, деревня Поповка, оказавшись в собственности князей Хованских, приобрела статус села благодаря построенному в конце 17 века храму Николая Чудотворца, и заодно получила новое название — Никольское. А уж в Плечикове или Пленницах — сейчас не столь значимо. Гораздо важнее понять, почему Никольский храм бесследно исчез к концу 18 века, и для этого снова обратимся к трудам историка и москвоведа, протоиерея Николая Алексеевича Скворцова.
После смерти кн.Хованских, их владение сменило нескольких хозяев, в т.ч. Бутурлиных и Прозоровских.А в самом начале 18 века, Никольское и окрестные земли приобрёл Автомон Иванов. Так пишет о нём Шеппинг: „Сын сельского священника, он умер владельцем двадцати тысяч душ крестьян, не вполне безупречно им нажитых во время его управления Поместным Приказом при Петре Великом“…
Сын священника, Автомон Иванович Иванов, сделал серьёзную карьеру ещё при царице Софье, дослужившись до должности думного дъяка и получив в управление Поместный Приказ. При Петре Первом Иванов тоже сумел отличиться, и был назначен управлять ещё тремя серьёзными приказами: Иноземным, Рейтарским и Пушкарским. Но главное своё состояние он сделал именно возглявляя Поместный Приказ, где велось делопроизводство по пожалованию и отводу поместий и вотчин. После смерти Автомона Иванова и его старшего сына Николая, все земельные угодья, капиталы и два десятка тысяч крестьян унаследовала его вдова и дочери. Одна из них, Дарья Николаевна Иванова, в браке Салтыкова, вошла в историю как злодейка-Салтычиха. Ей принадлежало расположенное по соседству с Никольским село Троицкое на Тёплых Станах. А само Никольское с окрестными деревнями — Прокшино, Саврасово, Летово, Зимёнки — перешло во владение её сестёр: Аграфены, в замужестве Тютчевой, и Марфы, в браке — Измайловой.
Иллюстрация П.В.Курдюмова о злодействах Салтычихи:
Так что же с храмом Николая Чудотворца? Как пишет Скворцов, „в 1776 году церковь значится каменною в твёрдости“… а спустя три года, семейство Тютчевых и Измайловых подаёт в Московскую духовную Консисторию прошение, где испрашивается позволение старую двухэтажную каменную церковь частично разобрать, и сделать реконструкцию здания. Но отремонтирвать или перестроить прежнюю церковь не удалось, её состояние оставляло желать лучшего, поэтому владельцы Никольского ходатайствовали разрешить им построить новый храм.Однако, им было отказано, на основании указа Святейшего Синода, т.к. в приходе было менее 40 дворов.Через несколько лет, когда демографическая ситуация в селе улучшилась, Тютчева и Измайлова снова подали прошение о строительстве каменной церкви Николая Чудотворца, по приложенному плану и за их счёт.
16 ноября 1795 года решением Консистории им было дозволено ветхое здание окончательно разобрать, и построить новое на том же месте. Как пишет Скворцов — »Но по какой-то неведомой причине церковь так и не была выстроена"… Что за причина могла помешать владельцам построить новый храм в своём имении, тем более, что они сами этого так упорно добивались? Никаких официальных данных на этот счёт нигде не сохранилось. Но в качестве версии, можно предположить, что виной тому желание священников из расположенной по соседству с Никольским Троицкой церкви, увеличить свой приход.
К тому времени, злополучная Салтычиха уже давно отбывала наказание в монастырской тюрьме. А её имение-Троицкое, находящееся под опекой, было выкуплено владевшей Никольским, семьёй Тютчевых. В Троицком (ранее Говорово), ещё Автомоном Ивановым была построена церковь Святой Троицы, отчего село и получило своё название. Скорее всего, когда встал вопрос о строительстве нового Никольского храма, священник уговорил владельцев отказаться от этой идеи, и в 1797 году приход Никольского был кончательно приписан к Троицкому храму. Причём, по утверждению Скворцова, многие прихожане Никольского были против, и просили перевести их в приход села Летово. Это как раз неудивительно: соседнее Троицкое пользовалось в округе дурной славой, а по утверждению местных жителей, как на церковном погосте, так и в близлежащем лесочке, были закопаны жертвы душегубицы-Салтычихи. Много лет в тех краях ходили леденящие кровь рассказы о замученных Салтыковой молодых красивых девушках, и даже об их призраках, появляющихся иногда в усадебном парке.
К мнению жителей Никольского, как это часто бывает, не прислушались, с той поры и вплоть до окончательного закрытия Троицкого храма в начале 20 века, прихожане из Николо-Хованского крестились, венчались и отпевались именно здесь.
Фото Троицкой церкви в середине 20 века ( с сайта олдмос.ру)
Усадьба Троицкое на Тёплых Станах вошла в историю не только как резиденция зловещей Салтычихи. В 19 веке, в имении проводил свои юношеские годы известный русский поэт, Фёдор Иванович Тютчев, чьи бессмертные строки до боли знакомы каждому русскому человеку:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев Снимок 19 века.
Последний священник Троицкого храма, Григорий Александрович Воинов, был арестован и репрессирован в 1937 году. Церковь была надолго закрыта. Усадьба Троицкое не сохранилась, от неё остались только пруды и старинный парк. Сейчас это посёлок завода Мосрентген.
А хроника деревни N на этом не заканчивается. Я лишь хочу завершить очередную главу этой истории почти пророческими словами из книги уже известного нам Дмитрия Оттовича Шеппинга: «Нигде так скоро, как у нас, не исчезают всякие признаки ещё недавней оседлости: не только после крестьянских изб, но и после сломанных каменных церквей и барских хором, ничего вскоре не остаётся, кроме мелкого кирпича и ям, зарастающих ивняком и бурьяном. О существовании церквей напоминают нам ещё кое-где камни или деревянные кресты, обозначающие бывшее место престола. Единственный же признак, по которому можно догадаться о расположении прежних усадеб, представляет нам углубление в почве и растительное царство: липовые и берёзовые садовые аллеи и проспекты указывают археологу место садов и огородов исчезнувшего селения или барской усадьбы. Вот почему нет ничего удивительного, если в местности описываемого нами Сосенского стана, несмотря на близость его от Москвы, нет никаких исторических памятников и воспоминаний.»
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.