Перечитывая "Видновские вести" : Смута
Герои и антигерои Лихолетья
После смерти в 1605 году Бориса Годунова и провозглашения царем Лжедмитрия I наступили годы безвременья, названные Смутным временем. В трагических событиях тех кровавых лет заметную роль сыграли землевладельцы нашего края.
На рисунке: Григорий Валуев убивает Лжедмитрия IКак «умертвитель самозванца Отрепьева» вошел в русскую историю Григорий Валуев, умелый и отважный воевода, многократно отмеченный летописцами. Вот как описывает последние мгновения расправы с самозванцем известный историк Н.И.Костомаров:
«Винится ли злодей? – кричала толпа.
– Винится! – отвечали из дома.
– Бей, руби его! – раздавалось в толпе.
– Что долго толковать с еретиком! – сказал дворянин Григорий Валуев. – Вот я благословлю этого польского свистуна.
Он выстрелил в Дмитрия из короткого ружья, которое у него было под армяком. Пуля убила его сразу. Тогда москвичи бросились на труп и били его палками, камнями, топтали ногами, кололи ножами…»
Позднее Григорий Валуев участвовал в освобождении от поляков г. Переславля-Залесского, при котором было побито 500 и пленено 150 шляхтичей гетмана Л.Сапеги.
Успех Валуеву принесла схватка в январе 1610 года под стенами Троице-Сергиева монастыря, много месяцев осаждавшегося поляками. На рассвете с пятьюстами отборными ратниками он «храборски» напал на неприятеля и «бысть им бой велик». В результате на супостата «страх велик нападе», польские воеводы Сапега и Лисовский сняли осаду монастыря и «бегоша к Дмитрову…запасы свои мечуще».
Позже Валуев вместе со шведом Горном и французом Делавалем освободил от поляков Иосифо-Волоколамский монастырь, отбив у них Ростовского митрополита Филарета Романова. Известны и не красящие воеводу поступки. Летом 1610 года польское войско внезапным ударом разбило главные силы московского правительства и окружило отряд князя Елецкого и Григория Валуева в селе Царёво-Займищево. Воеводы посчитали за лучшее сдаться. После чего Валуев присягнул королевичу Владиславу, польскому претенденту на русский престол, и двинулся вместе с поляками на Москву, в своих письмах убеждая москвичей признать своим царем Владислава…
Впрочем, позже, когда на царство в Москве был избран Михаил Романов, Валуев показал себя усердным слугой нового государя.
Активно участвовал в событиях Смутного времени князь Михаил Туренин (ему принадлежала деревня Летово). Он сначала, как и многие другие, обосновался в Тушинском лагере, но потом примкнул к ополчению Минина и Пожарского.
В апреле 1612 году он вместе с 48 другими людьми подписал в Ярославле грамоту с призывом выступить общими силами против поляков, разосланную по всем городам. Перед вступлением ополчения в Москву Пожарский послал его с отрядом в столицу для выяснения обстановки и наказом ожидать там прихода основных сил ополчения.
Упомянутую выше грамоту подписал первым хозяин нашего села Таболово боярин Василий Морозов, который еще в декабре 1604 года как воевода рати князя Ф.И.Мстиславского выступил из Брянска, чтобы остановить перешедшего границу самозванца.
Собственник ватутинских земель князь Александр Репнин в 1608-1611 годах воеводствовал в Нижнем Новгороде, был активным участником освобождения Москвы от поляков.
Драматично сложилась судьба князя Андрея Телятевского (ему принадлежали в нашем крае село Ивановское и деревня Губкино). Пожалованный Борисом Годуновым в бояре, он в мае 1605 года, когда многие воеводы изменили Фёдору Годунову, остался верен присяге. Но в силу сложившихся обстоятельств вскоре был вынужден согласиться на поездку вместе с боярином князем И.М.Воротынским в Тулу к самозванцу с покаянием, где его чуть не убили за прежнюю верность Годуновым. С приходом на царство Василия Шуйского он не скрывал своей неприязни к новому царю и постоянно выступал против него. Во время восстания Ивана Болотникова он оказался воеводой своего бывшего холопа и в октябре 1607 года попал в плен, но, по версии Н.М.Карамзина, «как знатнейший и тем виноватейший изменник» из уважения к его именитым родственникам не был лишен ни боярства, ни свободы. Вскоре он принял постриг в Троице- Сергиеве монастыре, где и скончался в 1612 году.
А судьба князя Семёна Вяземского (собственника деревни Зимёнки) и вовсе оказалась трагичной. Перейдя на сторону литовцев, он в 1608 году во главе их отряда осадил Нижний Новгород, но осажденные нижегородцы сделали удачную вылазку, во время которой литовцев разбили, а самого князя повесили.
Противоречивой фигурой Смутного времени был крупный землевладелец Видновского края князь Дмитрий Трубецкой (ему принадлежали сёла Беседы, Остров, Мамоново и др.). Свое боярство он получил от Лжедмитрия II. После смерти тушинского вора, когда в стране стало нарастать патриотическое движение, князь во главе казацких отрядов вместе с другими частями 1-го земского ополчения участвовал в освободительном походе на Москву. После неудачи Трубецкой присягнул Лжедмитрию III (псковскому самозванцу Сидорке). В последующих событиях, связанных с освобождением Москвы от поляков, его роль была также далеко неоднозначной. Когда 22 августа 1612 года началось решающее сражение и поляки прижали отряды Дмитрия Пожарского к Москве-реке, Трубецкой, стоявший на другом берегу, не поспешил им на помощь. Некоторые из его казаков при этом язвили: «Богаты пришли из Ярославля, так сами одни отбивайтесь от гетмана». Исход сражения решили действия пяти ополченских свежих конных сотен и четырех казацких отрядов из войска Трубецкого. Без приказа они бросились через реку во фланг полякам и вызвали их беспорядочное отступление. После освобождения Москвы было образовано временное правительство из трёх человек: Дмитрия Пожарского (ему принадлежала в нашем крае пустошь Тиголино и др.), Кузьмы Минина и Дмитрия Трубецкого. Во все города были отправлены грамоты с предложением послать в Москву лучших и разумных людей для избрания государя.
Среди кандидатур на царский трон (И.М.Воротынского, М.Ф.Романова) значились имена и наших землевладельцев – Д.Т.Трубецкого и Д.М.Пожарского В первое воскресенье Великого поста, 21 февраля 1613 года, избранным на царство оказался 16-летний Михаил Романов – как ближайший по родству с прежними царями. Его венчание состоялось 11 июля.
Неслыханное разорение
Ожесточенная борьба за власть, крестьянская война и иностранная интервенция несли жителям нашего края страдания и гибель. Самые большие беды выпали на долю основной массы населения – крестьян.
О своей горькой доле в годы Смутного времени они сообщали в челобитной Лжедмитрию II: «Царю, государю и великому князю Димитрию Ивановичу всея Руси бьют челом и кланяются сироты твои государевы, бедные, ограбленные и погорелые крестьянишки. Погибли мы, разорены от твоих ратных воинских людей, лошади, коровы и всякая животина побрана, а мы сами жжены и мучены, дворишки наши все выжжены, а что было хлебца ржаного и тот сгорел, а достальной хлеб твои загонные люди вымолотили и развезли, и мы, сироты твои, теперь скитаемся между дворов, пить и есть нечего, помираем с женишками голодной смертью, да нас же просят твои сотые деньги и панский корм, стоим в деньгах на правеже, а денег нам взять негде».
Из-за голода и непрестанных поборов число жителей края резко сократилось. Одни, нередко целыми семьями, бежали в безопасные места. Другие, забранные в ратники, погибли в многочисленных сражениях. Третьи приняли смерть в родных местах от рук иноземцев и казаков. Как при набегах ордынцев и крымчан, исчезали целые селения.
Однако если раньше разорение грозило, прежде всего, населённым пунктам, которые находились на пути следования татар, то теперь в Московском уезде безопасных мест не было. «В Московском уезде сельцо Соснино с деревнями,… сельцо Коробово с деревнями… все пусты,… выжжены, а крестьяне высечены, а иные разбрелись розно», – читаем мы в жалованной грамоте 1613 года.
Такая же участь постигла сёла Боброво, Богдановское, Дыдылдино, Дрожжино, Лодыгино, Фоминское, Покровское Большое с деревнями Алферово, Исаково, Пирожково и Рытиково, сельцо Сатино на земле деревни Лаптево, Акатово на речке Ликове, Саврасово на р.Пахре, Андреевское на Москве-реке, Суханово, Сбоево на земле села Яковлевского, деревню Лапшинку на речке Ликове, Филимонки и др. В очередной раз были полностью опустошены: сельцо Саларьево, деревня Дудкино, а также село Мисайловское вместе с окружавшими его небольшими деревеньками. Не были пощажены приходские погосты: Ильинский близ деревни Изварино, Капустин на р.Десне, Дугин на овраге.
По переписи конца 1620-х годов на территории современного Володарского сельского округа числилась лишь одна деревня Григорчиково, да и та состояла из одного вотчинного двора да двух крестьянских дворов. Лодыгино значится в документах как деревня, но никаких дворов в ней не было, Саврасово и Юсупово попали в разряд пустошей.
Лишившиеся доходов со своих поместий и вотчин местные бояре и дворяне обратили свои надежды на молодого царя Михаила Федоровича. «Бьют нам челом на Москве, – сообщал тот в письме купцам Строгановым, – дворяне и дети боярские, казаки, стрельцы и всякие ратные люди, что они, будучи под Москвою, многие нужды и страсти терпели и кровь проливали, поместья и вотчины у них от долгой войны запустели и службы своей исполнять им нечем; стрельцы и казаки служивую рухлядь проели и на нашей службе им быть нельзя за великой бедностью; в казне нашей денег и хлебных запасов в житницах нет, служивым людям жалованья дать нечего».
Предстоял тяжелый и долгий труд по возрождению страны. Москва и ближайшие к ней местности лежали в развалинах. Западные окраины государства находились под властью Польши и Швеции, войне с которыми не было видно конца. Во многих местах продолжали разбойничать казаки и шайки грабителей. Все ресурсы государства, казалось, были исчерпаны до дна.
Видновские вести. — 2008. — 29 апреля. — С. 5.
Автор: Гарин Г., Зименков А., Плотников А.
Источник
После смерти в 1605 году Бориса Годунова и провозглашения царем Лжедмитрия I наступили годы безвременья, названные Смутным временем. В трагических событиях тех кровавых лет заметную роль сыграли землевладельцы нашего края.
На рисунке: Григорий Валуев убивает Лжедмитрия IКак «умертвитель самозванца Отрепьева» вошел в русскую историю Григорий Валуев, умелый и отважный воевода, многократно отмеченный летописцами. Вот как описывает последние мгновения расправы с самозванцем известный историк Н.И.Костомаров:
«Винится ли злодей? – кричала толпа.
– Винится! – отвечали из дома.
– Бей, руби его! – раздавалось в толпе.
– Что долго толковать с еретиком! – сказал дворянин Григорий Валуев. – Вот я благословлю этого польского свистуна.
Он выстрелил в Дмитрия из короткого ружья, которое у него было под армяком. Пуля убила его сразу. Тогда москвичи бросились на труп и били его палками, камнями, топтали ногами, кололи ножами…»
Позднее Григорий Валуев участвовал в освобождении от поляков г. Переславля-Залесского, при котором было побито 500 и пленено 150 шляхтичей гетмана Л.Сапеги.
Успех Валуеву принесла схватка в январе 1610 года под стенами Троице-Сергиева монастыря, много месяцев осаждавшегося поляками. На рассвете с пятьюстами отборными ратниками он «храборски» напал на неприятеля и «бысть им бой велик». В результате на супостата «страх велик нападе», польские воеводы Сапега и Лисовский сняли осаду монастыря и «бегоша к Дмитрову…запасы свои мечуще».
Позже Валуев вместе со шведом Горном и французом Делавалем освободил от поляков Иосифо-Волоколамский монастырь, отбив у них Ростовского митрополита Филарета Романова. Известны и не красящие воеводу поступки. Летом 1610 года польское войско внезапным ударом разбило главные силы московского правительства и окружило отряд князя Елецкого и Григория Валуева в селе Царёво-Займищево. Воеводы посчитали за лучшее сдаться. После чего Валуев присягнул королевичу Владиславу, польскому претенденту на русский престол, и двинулся вместе с поляками на Москву, в своих письмах убеждая москвичей признать своим царем Владислава…
Впрочем, позже, когда на царство в Москве был избран Михаил Романов, Валуев показал себя усердным слугой нового государя.
Активно участвовал в событиях Смутного времени князь Михаил Туренин (ему принадлежала деревня Летово). Он сначала, как и многие другие, обосновался в Тушинском лагере, но потом примкнул к ополчению Минина и Пожарского.
В апреле 1612 году он вместе с 48 другими людьми подписал в Ярославле грамоту с призывом выступить общими силами против поляков, разосланную по всем городам. Перед вступлением ополчения в Москву Пожарский послал его с отрядом в столицу для выяснения обстановки и наказом ожидать там прихода основных сил ополчения.
Упомянутую выше грамоту подписал первым хозяин нашего села Таболово боярин Василий Морозов, который еще в декабре 1604 года как воевода рати князя Ф.И.Мстиславского выступил из Брянска, чтобы остановить перешедшего границу самозванца.
Собственник ватутинских земель князь Александр Репнин в 1608-1611 годах воеводствовал в Нижнем Новгороде, был активным участником освобождения Москвы от поляков.
Драматично сложилась судьба князя Андрея Телятевского (ему принадлежали в нашем крае село Ивановское и деревня Губкино). Пожалованный Борисом Годуновым в бояре, он в мае 1605 года, когда многие воеводы изменили Фёдору Годунову, остался верен присяге. Но в силу сложившихся обстоятельств вскоре был вынужден согласиться на поездку вместе с боярином князем И.М.Воротынским в Тулу к самозванцу с покаянием, где его чуть не убили за прежнюю верность Годуновым. С приходом на царство Василия Шуйского он не скрывал своей неприязни к новому царю и постоянно выступал против него. Во время восстания Ивана Болотникова он оказался воеводой своего бывшего холопа и в октябре 1607 года попал в плен, но, по версии Н.М.Карамзина, «как знатнейший и тем виноватейший изменник» из уважения к его именитым родственникам не был лишен ни боярства, ни свободы. Вскоре он принял постриг в Троице- Сергиеве монастыре, где и скончался в 1612 году.
А судьба князя Семёна Вяземского (собственника деревни Зимёнки) и вовсе оказалась трагичной. Перейдя на сторону литовцев, он в 1608 году во главе их отряда осадил Нижний Новгород, но осажденные нижегородцы сделали удачную вылазку, во время которой литовцев разбили, а самого князя повесили.
Противоречивой фигурой Смутного времени был крупный землевладелец Видновского края князь Дмитрий Трубецкой (ему принадлежали сёла Беседы, Остров, Мамоново и др.). Свое боярство он получил от Лжедмитрия II. После смерти тушинского вора, когда в стране стало нарастать патриотическое движение, князь во главе казацких отрядов вместе с другими частями 1-го земского ополчения участвовал в освободительном походе на Москву. После неудачи Трубецкой присягнул Лжедмитрию III (псковскому самозванцу Сидорке). В последующих событиях, связанных с освобождением Москвы от поляков, его роль была также далеко неоднозначной. Когда 22 августа 1612 года началось решающее сражение и поляки прижали отряды Дмитрия Пожарского к Москве-реке, Трубецкой, стоявший на другом берегу, не поспешил им на помощь. Некоторые из его казаков при этом язвили: «Богаты пришли из Ярославля, так сами одни отбивайтесь от гетмана». Исход сражения решили действия пяти ополченских свежих конных сотен и четырех казацких отрядов из войска Трубецкого. Без приказа они бросились через реку во фланг полякам и вызвали их беспорядочное отступление. После освобождения Москвы было образовано временное правительство из трёх человек: Дмитрия Пожарского (ему принадлежала в нашем крае пустошь Тиголино и др.), Кузьмы Минина и Дмитрия Трубецкого. Во все города были отправлены грамоты с предложением послать в Москву лучших и разумных людей для избрания государя.
Среди кандидатур на царский трон (И.М.Воротынского, М.Ф.Романова) значились имена и наших землевладельцев – Д.Т.Трубецкого и Д.М.Пожарского В первое воскресенье Великого поста, 21 февраля 1613 года, избранным на царство оказался 16-летний Михаил Романов – как ближайший по родству с прежними царями. Его венчание состоялось 11 июля.
Неслыханное разорение
Ожесточенная борьба за власть, крестьянская война и иностранная интервенция несли жителям нашего края страдания и гибель. Самые большие беды выпали на долю основной массы населения – крестьян.
О своей горькой доле в годы Смутного времени они сообщали в челобитной Лжедмитрию II: «Царю, государю и великому князю Димитрию Ивановичу всея Руси бьют челом и кланяются сироты твои государевы, бедные, ограбленные и погорелые крестьянишки. Погибли мы, разорены от твоих ратных воинских людей, лошади, коровы и всякая животина побрана, а мы сами жжены и мучены, дворишки наши все выжжены, а что было хлебца ржаного и тот сгорел, а достальной хлеб твои загонные люди вымолотили и развезли, и мы, сироты твои, теперь скитаемся между дворов, пить и есть нечего, помираем с женишками голодной смертью, да нас же просят твои сотые деньги и панский корм, стоим в деньгах на правеже, а денег нам взять негде».
Из-за голода и непрестанных поборов число жителей края резко сократилось. Одни, нередко целыми семьями, бежали в безопасные места. Другие, забранные в ратники, погибли в многочисленных сражениях. Третьи приняли смерть в родных местах от рук иноземцев и казаков. Как при набегах ордынцев и крымчан, исчезали целые селения.
Однако если раньше разорение грозило, прежде всего, населённым пунктам, которые находились на пути следования татар, то теперь в Московском уезде безопасных мест не было. «В Московском уезде сельцо Соснино с деревнями,… сельцо Коробово с деревнями… все пусты,… выжжены, а крестьяне высечены, а иные разбрелись розно», – читаем мы в жалованной грамоте 1613 года.
Такая же участь постигла сёла Боброво, Богдановское, Дыдылдино, Дрожжино, Лодыгино, Фоминское, Покровское Большое с деревнями Алферово, Исаково, Пирожково и Рытиково, сельцо Сатино на земле деревни Лаптево, Акатово на речке Ликове, Саврасово на р.Пахре, Андреевское на Москве-реке, Суханово, Сбоево на земле села Яковлевского, деревню Лапшинку на речке Ликове, Филимонки и др. В очередной раз были полностью опустошены: сельцо Саларьево, деревня Дудкино, а также село Мисайловское вместе с окружавшими его небольшими деревеньками. Не были пощажены приходские погосты: Ильинский близ деревни Изварино, Капустин на р.Десне, Дугин на овраге.
По переписи конца 1620-х годов на территории современного Володарского сельского округа числилась лишь одна деревня Григорчиково, да и та состояла из одного вотчинного двора да двух крестьянских дворов. Лодыгино значится в документах как деревня, но никаких дворов в ней не было, Саврасово и Юсупово попали в разряд пустошей.
Лишившиеся доходов со своих поместий и вотчин местные бояре и дворяне обратили свои надежды на молодого царя Михаила Федоровича. «Бьют нам челом на Москве, – сообщал тот в письме купцам Строгановым, – дворяне и дети боярские, казаки, стрельцы и всякие ратные люди, что они, будучи под Москвою, многие нужды и страсти терпели и кровь проливали, поместья и вотчины у них от долгой войны запустели и службы своей исполнять им нечем; стрельцы и казаки служивую рухлядь проели и на нашей службе им быть нельзя за великой бедностью; в казне нашей денег и хлебных запасов в житницах нет, служивым людям жалованья дать нечего».
Предстоял тяжелый и долгий труд по возрождению страны. Москва и ближайшие к ней местности лежали в развалинах. Западные окраины государства находились под властью Польши и Швеции, войне с которыми не было видно конца. Во многих местах продолжали разбойничать казаки и шайки грабителей. Все ресурсы государства, казалось, были исчерпаны до дна.
Видновские вести. — 2008. — 29 апреля. — С. 5.
Автор: Гарин Г., Зименков А., Плотников А.
Источник
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.