RSS

Загадка чёрных куполов

Сообщений в теме: 0
Репутация: 3
Рейтинг: 114
Кол-во тем: 72
Сообщения: 546
На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.



Дошедшая до нас каменная церковь была построена в начале 18 века. Известный зодчий Осип Старцев строил здание храма по заказу князей Гагариных в стиле московского, или нарышкинского барокко.



В советское время храм был закрыт, в нём размещались разные учреждения.Был возвращён верующим и отреставрирован в 90-е годы прошлого века.





Напротив церкви находится известный московский театр на Таганке, рядом дом-музей и улица, названная в честь Владимира Семёновича Высоцкого.





Глядя на чёрные купола Никольской церкви, невольно вспомнились слова из песни Владимира Высоцкого:

«В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол — То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом — Чтобы чаще Господь замечал.»

За всю Россию не скажешь, но Москву ведь недаром всегда называли золотоглавой — купола сорока сороков московских храмов отливали золотом на свету, и были видны издалека, как жителю, так и путнику.
Тогда откуда взялась традиция красить церковные купола в чёрный цвет? Храмов с такими куполами в Москве достаточно много:

Собор Донского монастыря


Церковь Ризоположения на Донской


Старообрядческая церковь в Турчаниновом переулке


Их конечно гораздо больше, просто взяла те фото, что были под рукой.
Купола бывают различной формы: купол-луковица, купол-блюдце, купол-зонтик, овальный, парусный, поясной и полигональный, представляющий собой многоугольники. Самой известной и распространённой можно пожалуй считать форму луковицы.
Князь Е.Н.Трубецкой так писал об этом:
«Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся».

Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.
Цвета куполов храма тоже как правило традиционны: золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам.
Цвет неба — от лазури до тёмно-синего, с золотыми звёздами, как правило обозначал, что храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.:

Церковь Покрова Богородицы в Ясенево


Но купола синего цвета можно встретить и на храмах, посвящённых различным святым. Церковь Климента Папы Римского в Замоскворечье


Цвет зелени традиционно символизировал Святого Духа. В зелёный цвет обычно окрашивали купола Троицких и Духовских церквей:

Купол Троицкой церкви в Филимонках


Троицкая церковь в Листах на Сухаревке


В некоторых источниках есть упоминание о храмах с серебряными куполами, посвящёнными различным святым. Но мне серебряные купола пока нигде не попадались.

Изучая масонскую символику в гражданской и церковной архитектуре, столкнулась с версией, что чёрными были купола «масонских храмов». Дескать, это символ того, что их строили архитекторы-масоны, вроде Василия Баженова. И заказчики при этом тоже принадлежали к различным масонским ложам. Ну и наличие разнообразной масонской символики во внешнем и внутреннем декоре храмов приводили в пример. Однако, противники масонской версии утверждают, что чёрный цвет — это символ монашества, строгости, скорби по Христу, к масонам никакого отношения не имеет. И купола чёрного цвета бывают только в храмах монастырей.
Как тогда объяснить чёрный купол у храма Архангела Михаила в селе Станиславль?



Или в церкви Тихвинской Божьей Матери у м.ВДНХ ( никогда не закрывалась, даже в советское время была действующей)?


Разумеется, «масонская версия» о чёрных куполах звучит фантастично и не выдерживает никакой критики. Но что именно принималось в расчёт при выборе в пользу чёрного цвета — для меня так и осталось загадкой.
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.