Усадьба Бачурино
На еще не принятом генплане "Новой Москвы" в разделе "Карта границ охранных зон объектов культурного наследия" на территории поселения Сосенское обозначено две крупных таких зоны:
Первая, самая большая зона — это бывшая дача наркома внутренних дел Генриха Ягоды, сейчас известная как расстрелянный полигон "Коммунарка".
Вторая зона — объект культурного наследия регионального значения "Усадьба Бачурино" вт. пол. XVIII в., нач. XX в.: — Флигель в хозяйственном дворе; — парк с прудами"
"Усадьба Бачурино" расположена вблизи одноименной деревни и фактически примыкает к поселку Коммунарка:
В XVII-XVIII веках Бачурино находилось в вотчине Ладыженских. Комнатный стольник царя Юрий Ладыженский сопровождал царя в поездках в Суздаль и Владимир, позже был отправлен Петром первым для учебы за границу. Унаследовавший от него сельцо Бачурино Василий Ладыженский стал одним из первых русских морских офицеров. В 1707 году он участвовал в походе против “булавинцев,,; с ним отправились несколько молодых жителей сельца, пятеро из которых были убиты или пропали без вести.
В 1715 голу В.Ю Ладыженский носил звание поручика морского флота, в 1721 году — капитан-поручика, а позднее — капитан- командора.
В 1760-1770 гг. владелицей усадьбы была А.Б. Зиновьева.
Около 1780 г. усадьба была продана Ф.П. Тютчеву, в роду которого оставалась до середины XIX века. В 1852 году ею владел действительный статский советник В.М. Тютчев. Последней владелицей усадьбы была В.А. Гюляева.
Усадьба «Бачурино» — пример небольшой подмосковной усадьбы со свободной общей планировкой, ценным и редким по сохранности регулярным парком второй половины XVIII века.
Источник: книга "Летопись Сосенского края"
"Усадьба Бачурино" — юридический статус
Объектом культурного наследия усадьба стала в 2009-м году распоряжением Министерства культуры Московской области:
В настоящая время большая часть усадьбы порезана на несколько участков, большинство которых находится в частной собственности:
Собсвтенник у всех участков один:
Как установлено судом и следует из материалов дела, Меламед Л.Б. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120316:1452, общей площадью 1 680 кв.м.; 50:21:0120316:1453, общей площадью 3 044 кв.м.; 50:21:0120316:1451, общей площадью 6 176 кв.м.; 50:21:0120316:1448, общей площадью 43 600 кв.м.; 50:21:0000000:753, общей площадью 7 350 кв.м.; 50:21:0120316:54, общей площадью 25 500 кв.м.; 50:21:0120316:167, общей площадью 13 690 кв.м., расположенных по адресу: «адрес», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 12-18). (отсюда)
О собственнике, Леониде Борисовиче Меламеде можно почитать в Википедии. Вот он на фотографии:
Усадьба расположена на открытой равнинной местности на берегу оврага, где устроен живописный каскад прудов.
К ней вела старая, обсаженная липами подъездная дорога, у которой стояли два каменных здания начала 20в. – скотный двор и флигель, очевидно, для наемных рабочих.
Асимметричная композиция флигеля и высокие мансардные окна кровли связывали его с архитектурой модерна. Остальные постройки, видимо, были деревянными.
Остался парк средних размеров, основу которого составляет регулярный липовый сад со следами стрижки деревьев, характером планировки восходящий к последней трети 18 столетия. Лучевые, периметральные и кольцевая аллеи образовывают сложную систему с овальной лужайкой в центре.
С одной стороны сад обвалован. Его главная аллея, совпадающая с осью жилого комплекса, композиционно связывала дом с окружающей зеленой архитектурой. Здесь встречаются зрелые лиственницы, белый тополь, ветла.
Источник: msk-ts.livejournal.com/301661.html
2007-й. Нет не только 3-го пруда, но и практически пересох средний.
Вот и они. Сохранилось мало.
Усадьба по прежнему в собственности Меламеда, который всё ещё сидит (или уже не сидит )? Интересно, как платятся налоги за территорию усадьбы… хотя, о чём это я? Усадьба Бачурино скорее всего утрачена для жителей поселения Сосенское навсегда. Очень жаль.
У меня одно время было желание сделать тему о Бачурино, даже в архиве находила дела, но не просматривала, а делала себе пометки на будущее. Но вот странность — о Бачурино совсем мало информации конца 19-начала 20 века, в отличии от других усадеб района.
Мне даже удалось разыскать наследника последних владельцев усадьбы — купеческого рода Тюляевых. Но… как бы это помягче выразиться, чтобы не бросать тень на человека… наше общение не задалось. Скажем так. Не менее проблематичным оказался поиск сведений и фотографий Бачурино советского периода. Прямо какое-то заколдованное место!
Остатки усадебных парков могут быть интересны в ботаническом и энтомологическом отношении, так что не стоит рубить с плеча.