Краеведение в России
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Д. С. Лихачев.
Зарождение и становление краеведения.
Краеведение как народное знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. В его основе лежали и любознательность, и жизненная потребность использовать ресурсы окружающей среды. Такие сведения накапливались и веками передавались людьми из поколения в поколение – сначала устно, затем в письменных источниках. Однако эти знания носили прикладной характер, не были систематизированы, не давали комплексного представления о том или ином крае.
Научное краеведение стало формироваться в России в 20-30-х гг. XVIII в. Начатые Петром 1 преобразования страны потребовали выявления ее природных ресурсов, экономических возможностей. Развернулось всестороннее изучение различных регионов государства. Этим целям служили экспедиции Академии наук. Одной из первых была Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.), положившая начало исследованию Сибири. В ее составе работал С.П. Крашенинников, подготовивший знаменитое «Описание земли Камчатки», являющееся классическим произведением мировой географической литературы. Широко известны своими научными и практическими результатами Оренбургская (1734-1744 гг.) и Академическая (1768-1774 гг.) экспедиции. Последняя была организована по инициативе М.В.Ломоносова для уникальных астрономических наблюдений одновременно в разных пунктах страны. Параллельно поручалась собирать сведения о флоре и фауне, экономике, истории, быте народов. Тогда работало 6 отрядов-экспедиций, которыми руководили видные ученые академики П.С.Паллас, И.И.Лепехин, И.П. Фальк и др. Всего состоялось до 50 исследовательских экспедиций, заложивших традиции тесной взаимосвязи отечественного краеведения и академической науки.
В XIX в. с появлением ряда научных обществ краеведение в России становилось более массовым. В 1804 г. возникло Общество истории и древностей российских, в 1845 г. – Русское географическое общество (действующее и поныне), в 1846г. – Археологическое общество, в 1863 г. – Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии. Все они имели местные отделения и внесли свой вклад в изучение страны. Особенно нужно подчеркнуть роль Географического общества, подготовившего множество краеведческих материалов, в том числе 11-томное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Достаточно активно занимались краеведением в своих регионах земские учреждения, губернские ученые архивные комиссии.
К 60-м годам было много сделано для изучения страны. Тогда для названия этой деятельности возник термин отечествоведение, а в применении к небольшой территории – родиноведение (имелась в виду малая родина, место рождения человека). В школах начали преподаваться предметы с указанными названиями. Однако в дальнейшем слово Родина все шире стало употребляться для названия всей страны как отечества человека. Потребовалось уточнение терминологии, в связи с чем на рубеже XIX-XX вв. появился термин «краеведение». Он был признан более точным и научным, быстро распространился.
Деятельность упоминавшихся центральных научных обществ способствовала возникновению на местах добровольных объединений по изучению своего края. Повсеместное становление таких обществ началось с конца XIX в. Они накапливали сведения о природе и жизни края, публиковали их, занимались устройством музеев, библиотек, опытных станций и т.д. Близкими к краеведческим объединениям были туристические общества (в 1895г. основано «Российское общество туристов»). Всего в 1916 г. на местах действовало 246 краеведческих центров. Краеведение становилось заметным общественным движением. Но оно не имело еще единой системы, массовости.
Советское краеведение.После Октябрьской революции начался новый этап развития краеведения, характеризовавшийся его широким признанием и размахом. Причины: 1) изменились общественные условия краеведческого движения; 2) перед краеведением возникли новые задачи. Прежде всего, наряду с изучением родного края, остро встала проблема сохранения историко-культурного наследия в сложнейшей обстановке Гражданской войны, иностранной интервенции и преодоления их трагических последствий. В решении государственной задачи спасения культурных ценностей, развития музейного, архивного, библиотечного дела велика была заслуга именно краеведов с их знаниями и опытом. Вторая задача, привлекшая внимание к краеведению, – жизненная необходимость вывести страну из разрухи, восстановить ее экономику. Для этого следовало использовать все местные ресурсы, исследованием которых всегда занимались краеведы. Такая их деятельность оказалась особенно востребованной для хозяйственного развития Советской России. Все это объясняет широкое развитие краеведения как общественного движения, получившего серьезную государственную поддержку. Повсюду на предприятиях и в организациях создавались краеведческие кружки, которые объединялись в местные (городские, областные) общества краеведения. Для координации и научно-методического руководства их деятельностью в 1922 г. при АН СССР было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК). Оно издавало журнал «Краеведение» (с 1930 г. – «Советское краеведение). Много краеведческой литературы выпускалось на местах. Краеведение было включено в школьные программы, преподавалось в педагогических вузах. В стране проводились многочисленные краеведческие конференции – всесоюзные, всероссийские, региональные. В результате к 1929 г. количество краеведческих организаций увеличилось более чем в восемь раз, достигнув почти 2 тысяч. Они собирали сведения о природных ресурсах, охраняли памятники истории и культуры, изучали народное творчество, быт, хозяйственную деятельность населения, совместно с музеями вели просветительскую работу и т.д. В 20-е годы краеведение заняло важное место в научной и общественной жизни страны, а этот период называют «золотым десятилетием» краеведения.
Однако на рубеже 30-х годов положение резко изменилось. Тогда краеведению был нанесен непоправимый урон. По решению IV (и последней) Всероссийской конференции по краеведению (март 1930 г.) местные краеведческие общества перестали существовать, а вместо них созданы окружные бюро краеведения. Это означало, что добровольные общественные организации заменялись бюрократическими органами, выполнявшими лишь административные функции. Многих краеведов отстранили от работы и даже репрессировали. Перестало выходить большинство краеведческих изданий, были ликвидированы ЦБК и его местные органы, ослаблены связи краеведения с его научной основой. В итоге не стало общественного краеведческого движения в прежнем виде, оно утратило свою самую сильную сторону – массовость.
Подчеркнем при этом, что краеведение как таковое никто не отменял. Оно продолжало существовать, конечно, в суженном и деформированном виде. Изучение края стало делом сравнительно узкого круга лиц – работников архивов, музеев, любителей – краеведов. Краеведение постоянно использовалось в школе как средство обучения и воспитания.
В дальнейшем сама жизнь постепенно привела к возрождению краеведческого движения. Началось оно уже в годы Великой Отечественной войны. Перестройка экономики на военный лад, временная потеря многих территорий потребовали выявления новых ресурсов, в чем активно участвовали и краеведы. Подъем патриотических чувств советских людей вызвал интерес к прошлому России, героическим страницам ее истории. В ответ возобновляется издание историко-краеведческой литературы. Краеведы приступили к сбору материалов об участии населения краев и областей страны в войне. Создаются уголки, комнаты, музеи боевой славы.
С середины 40-х годов оживлению краеведения способствовала кропотливая работа по восстановлению и реставрации памятников культуры, пострадавших в годы вражеской оккупации. Возрождалась сеть областных краеведческих музеев, которых в 1940г. насчитывалось более 400. С 1949 г. при них создаются музейно-краеведческие советы для координации работы по изучению родного края. В 1959 г. Министерство культуры СССР обязало областные библиотеки иметь отдел краеведческой литературы и соответствующую библиографию. Массовым становилось школьное краеведение. В преподавании более широко использовался местный материал, развивалась кружковая и туристско-краеведческая работа, отряды «красных следопытов» и др.
В стране в целом возобновляется туристско-экскурсионное движение, такие его формы, как походы под девизами «Дорогами огненных лет», «Партизанскими тропами» и др. В 1954 г. на оз. Тургояк в Челябинской области состоялся 1-й слет туристов СССР. В 60-80-е годы туристско-краеведческая работа получила еще больший размах. Усилилось внимание к ней партийно-государственного руководства страны. Об этом свидетельствует, например, принятое в 1985г. постановление ЦК КПСС, Сомина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о мерах по развитию туризма. Происходило дальнейшее расширение сети экскурсионных учреждений, создание новых маршрутов.
В 80-е годы в СССР совершались экскурсии по 18 тысячам тем, работало более 2 тыс. турклубов, десятки тысяч туристических секций. Туризмом занималось около 30 млн человек. Массовыми стали походы и экспедиции патриотической направленности («Мое Отечество» и др.). Их участники собирали огромный краеведческий материал. Это позволило пополнять фонды музеев, открывать новые. Всего в стране к середине 80-х годов насчитывалось 1800 музейных учреждений, в большинстве – краеведческих. Они были центрами изучения родного края.
Важнейшим направлением краеведческой работы в послевоенный период стало участие в движении по охране памятников истории и культуры страны как неотъемлемой части мирового культурного наследия. Эта охрана была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию СССР как патриотический долг каждого гражданина. Возникла необходимость привлечения широких масс краеведов к этому делу государственного значения. Для координации их деятельности на местах в 1965 г. было создано Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры, начал выходить альманах ВООПИК «Памятники Отечества».
С 1996 г. подобное общество действует в Российской Федерации. Оно стало массовой авторитетной организацией, имеющей отделения во всех регионах. Движение активизировалось после принятия в 1976 г. Закона об охране и использовании памятников истории и культуры.
Краеведы традиционно принимали участие в решении задач комплексного развития народного хозяйства регионов, ставя ему на службу знания местных природных и трудовых ресурсов.
Современное краеведческое движение в России.На новом этапе истории страны, с конца 80-х годов, происходит все более заметное возрождение краеведения, краеведческой науки. Оно связано с демократизацией общественной жизни, расширением гласности, возрастанием роли российской провинции, развитием природоохранительного движения. Интенсивнее стала изучаться история и культура отдельных регионов, особенно национальных, где возрос интерес к их особенностям. Значительно увеличивается количество местных изданий краеведческой направленности, что позволило проводить Всероссийский конкурс региональной краеведческой литературы. Перестраиваются экспозиции историко-краеведческих музеев. В 1987г. по инициативе АН СССР и АН УССР в Полтаве была созвана Первая всесоюзная конференция по историческому краеведению. Вслед за ней регулярно проводились другие конференции краеведов в масштабе страны и региональные. Краеведение вновь начало обретать черты общественного движения, каким оно сформировалось в 20-е годы ХХ в. Используется позитивный опыт краеведческой работы «золотого десятилетия».
На этой основе стало возможным создать в апреле 1990 г. Союз краеведов России (СКР). Его председателем избран видный ученый-историк, академик С.О. Шмидт. Союз взял на себя функции координации и выработки стратегии движения, издает альманах «Отечество». Важнейшим итогом деятельности СКР явилась долговременная комплексная программа «Краеведение», включающая ряд целевых программ. Их реализация способствует налаживанию краеведческой работы на местах. Все это объясняет, почему в последние годы краеведение в статусе учебной дисциплины получает все более широкое распространение в школьном и вузовском образовании.
Общественный интерес к краеведению в целом, к историко-краеведческим исследованиям возрастает. Созданы кафедры краеведения в крупнейших университетах России, Научный центр по изучению русской провинции и Лаборатория исторического краеведения на базе Российского государственного гуманитарного университета. Здесь в апреле 2007 г. прошли первые Всероссийские краеведческие чтения с участием ученых из Беларуси, Украины, Казахстана. Чтения продемонстрировали становление современного российского краеведения. Заметно возрос его международный авторитет, внимание к нему зарубежной научной общественности. В 2000 г. по инициативе старейшего европейского университета Сорбонны в Париже состоялась международная конференция «Краеведение в России: истоки, проблемы, возрождение (1890-1990 гг.)». Опубликован сборник трудов конференции. Ее проведение по предложению французской стороны — своеобразная дань уважения российским краеведам, признание их высокого научного статуса и достижений.
Отмеченные позитивные сдвиги в состоянии отечественного краеведения особенно важны с учетом его возрастающей роли в жизни современного общества. Оно переживает этап реформирования, быстрой трансформации социальных групп. В такие периоды краеведение выполняет двоякую функцию. С одной стороны, оно призвано изучать местный край с тем, чтобы способствовать его преобразованию на основе конкретного знания региональных условий и возможностей. С другой стороны, краеведение выступает как один из адаптивно-стабилизирующих факторов в нестабильном обществе. Чувство «малой родины», гордость за земляков, знание своей истории, своих корней укрепляют уверенность человека в своем настоящем и будущем.
Объекты краеведения
Природа края. Всесторонние, комплексные знания о крае могут быть получены только в результате изучения великого множества объектов краеведения. Их необходимо систематизировать, объединить в группы. Первой из них является природа местного края – объект природного краеведения. Оно включает ряд базовых характеристик.
1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности. Геологическое строение края обусловлено его тектонической структурой. С последней тесно связаны формы рельефа – как крупные (горные системы, равнины), так и меньшие по размерам. Геологическая история региона объясняет наличие (или же отсутствие) полезных ископаемых.
2. Гидрологические условия. Краеведческое изучение охватывает все виды природных вод: реки, озера, водохранилища, источники (ключи) и др. Оно включает данные обо всей озерно-речной системе края, ее особенностях.
3. Климатические условия. Климат рассматривается как характерный для данной местности многолетний режим погоды. Он является результатом взаимодействия трех климатообразующих факторов: радиационного, циркуляционного, подстилающей поверхности. На основе их действия выясняется общий климатический характер местности – продолжительность времен года, весенние и осенние заморозки, самые жаркие и холодные дни; число ясных, пасмурных и дождливых дней; количество атмосферных осадков; господствующие ветры и др.
4. Почвенный покров как один из базовых элементов природного краеведения. От него зависит растительность края, с ней связан животный мир. Изучаются характеристика и структура почв, возможности их хозяйственного использования.
5. Растительность – одна из важнейших характеристик края. Здесь необходимо знание местной флоры. Отмечаются наиболее распространенные растения и особо – реликты, эндемики. Отдельными объектами изучения выступают леса, луга, степи, растительность водоемов.
6. Животный мир также требует пристального внимания краеведа. Он предстает как фауна края, в которой устанавливается, какие животные являются типичными для данных природных условий, а какие эндемичными или реликтовыми.
Все это дает полное представление о живой природе края.
Население и населенные пункты. Особо выделяется как объект краеведения населения края. Его полная характеристика включает численность жителей, динамику населения (темпы роста или убыли), его плотность и степень заселенности края, естественное движение населения (рождаемость, смертность) и миграцию, которая также изменяет население края (механический прирост или убыль). Чрезвычайно важна и социально-демографическая структура населения.
Населенные пункты определяют формы расселения людей. Они делятся на поселения городского типа и сельского типа. Любое поселение отличается от других своей историей, географическим положением, экономикой, застройкой и т.д. Первейшей задачей краеведческого изучения поселения и является раскрытие его своеобразия, характерных особенностей.
Экономика местного края. Этот объект краеведения охватывает все многообразие хозяйственной деятельности населения края. Экономика представляет собой совокупность всех ее отраслей: промышленность, аграрное производство, транспорт, связь, строительство, торговля и др. Важно представить значение отраслей в экономике края, их удельный вес, внешние связи, размещение по территории края.
Объектом краеведческого изучения могут быть и отдельные производственные предприятия. Многие из них имеют особенно большое значение, являясь градообразующим фактором, меняя жизнь края.
История и культура как объекты краеведческой деятельности. Это один из самых объемных и значительных объектов краеведения, имеющих неоценимое познавательное и воспитательное значение. Краеведение вообще невозможно без исторического подхода. Историческое краеведение – область прикладной истории и характеризуется локальностью изучаемых процессов, событий. Однако этот материал по хронологическому размаху, как правило, столь же велик, сколько существует человеческое общество на данной территории.
Конкретными объектами краеведения являются памятники истории и культуры, представляющие научную, художественную ценность. Виды памятников, находящихся под охраной государства: памятники истории (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся людей и др.); памятники археологии (городища, места захоронений и др.); этнографические памятники (все, что отражает этнические и культурно-бытовые процессы различных народов); памятники градостроительства и архитектуры; документальные памятники.
Источник
Д. С. Лихачев.
Зарождение и становление краеведения.
Краеведение как народное знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. В его основе лежали и любознательность, и жизненная потребность использовать ресурсы окружающей среды. Такие сведения накапливались и веками передавались людьми из поколения в поколение – сначала устно, затем в письменных источниках. Однако эти знания носили прикладной характер, не были систематизированы, не давали комплексного представления о том или ином крае.
Научное краеведение стало формироваться в России в 20-30-х гг. XVIII в. Начатые Петром 1 преобразования страны потребовали выявления ее природных ресурсов, экономических возможностей. Развернулось всестороннее изучение различных регионов государства. Этим целям служили экспедиции Академии наук. Одной из первых была Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.), положившая начало исследованию Сибири. В ее составе работал С.П. Крашенинников, подготовивший знаменитое «Описание земли Камчатки», являющееся классическим произведением мировой географической литературы. Широко известны своими научными и практическими результатами Оренбургская (1734-1744 гг.) и Академическая (1768-1774 гг.) экспедиции. Последняя была организована по инициативе М.В.Ломоносова для уникальных астрономических наблюдений одновременно в разных пунктах страны. Параллельно поручалась собирать сведения о флоре и фауне, экономике, истории, быте народов. Тогда работало 6 отрядов-экспедиций, которыми руководили видные ученые академики П.С.Паллас, И.И.Лепехин, И.П. Фальк и др. Всего состоялось до 50 исследовательских экспедиций, заложивших традиции тесной взаимосвязи отечественного краеведения и академической науки.
В XIX в. с появлением ряда научных обществ краеведение в России становилось более массовым. В 1804 г. возникло Общество истории и древностей российских, в 1845 г. – Русское географическое общество (действующее и поныне), в 1846г. – Археологическое общество, в 1863 г. – Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии. Все они имели местные отделения и внесли свой вклад в изучение страны. Особенно нужно подчеркнуть роль Географического общества, подготовившего множество краеведческих материалов, в том числе 11-томное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Достаточно активно занимались краеведением в своих регионах земские учреждения, губернские ученые архивные комиссии.
К 60-м годам было много сделано для изучения страны. Тогда для названия этой деятельности возник термин отечествоведение, а в применении к небольшой территории – родиноведение (имелась в виду малая родина, место рождения человека). В школах начали преподаваться предметы с указанными названиями. Однако в дальнейшем слово Родина все шире стало употребляться для названия всей страны как отечества человека. Потребовалось уточнение терминологии, в связи с чем на рубеже XIX-XX вв. появился термин «краеведение». Он был признан более точным и научным, быстро распространился.
Деятельность упоминавшихся центральных научных обществ способствовала возникновению на местах добровольных объединений по изучению своего края. Повсеместное становление таких обществ началось с конца XIX в. Они накапливали сведения о природе и жизни края, публиковали их, занимались устройством музеев, библиотек, опытных станций и т.д. Близкими к краеведческим объединениям были туристические общества (в 1895г. основано «Российское общество туристов»). Всего в 1916 г. на местах действовало 246 краеведческих центров. Краеведение становилось заметным общественным движением. Но оно не имело еще единой системы, массовости.
Советское краеведение.После Октябрьской революции начался новый этап развития краеведения, характеризовавшийся его широким признанием и размахом. Причины: 1) изменились общественные условия краеведческого движения; 2) перед краеведением возникли новые задачи. Прежде всего, наряду с изучением родного края, остро встала проблема сохранения историко-культурного наследия в сложнейшей обстановке Гражданской войны, иностранной интервенции и преодоления их трагических последствий. В решении государственной задачи спасения культурных ценностей, развития музейного, архивного, библиотечного дела велика была заслуга именно краеведов с их знаниями и опытом. Вторая задача, привлекшая внимание к краеведению, – жизненная необходимость вывести страну из разрухи, восстановить ее экономику. Для этого следовало использовать все местные ресурсы, исследованием которых всегда занимались краеведы. Такая их деятельность оказалась особенно востребованной для хозяйственного развития Советской России. Все это объясняет широкое развитие краеведения как общественного движения, получившего серьезную государственную поддержку. Повсюду на предприятиях и в организациях создавались краеведческие кружки, которые объединялись в местные (городские, областные) общества краеведения. Для координации и научно-методического руководства их деятельностью в 1922 г. при АН СССР было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК). Оно издавало журнал «Краеведение» (с 1930 г. – «Советское краеведение). Много краеведческой литературы выпускалось на местах. Краеведение было включено в школьные программы, преподавалось в педагогических вузах. В стране проводились многочисленные краеведческие конференции – всесоюзные, всероссийские, региональные. В результате к 1929 г. количество краеведческих организаций увеличилось более чем в восемь раз, достигнув почти 2 тысяч. Они собирали сведения о природных ресурсах, охраняли памятники истории и культуры, изучали народное творчество, быт, хозяйственную деятельность населения, совместно с музеями вели просветительскую работу и т.д. В 20-е годы краеведение заняло важное место в научной и общественной жизни страны, а этот период называют «золотым десятилетием» краеведения.
Однако на рубеже 30-х годов положение резко изменилось. Тогда краеведению был нанесен непоправимый урон. По решению IV (и последней) Всероссийской конференции по краеведению (март 1930 г.) местные краеведческие общества перестали существовать, а вместо них созданы окружные бюро краеведения. Это означало, что добровольные общественные организации заменялись бюрократическими органами, выполнявшими лишь административные функции. Многих краеведов отстранили от работы и даже репрессировали. Перестало выходить большинство краеведческих изданий, были ликвидированы ЦБК и его местные органы, ослаблены связи краеведения с его научной основой. В итоге не стало общественного краеведческого движения в прежнем виде, оно утратило свою самую сильную сторону – массовость.
Подчеркнем при этом, что краеведение как таковое никто не отменял. Оно продолжало существовать, конечно, в суженном и деформированном виде. Изучение края стало делом сравнительно узкого круга лиц – работников архивов, музеев, любителей – краеведов. Краеведение постоянно использовалось в школе как средство обучения и воспитания.
В дальнейшем сама жизнь постепенно привела к возрождению краеведческого движения. Началось оно уже в годы Великой Отечественной войны. Перестройка экономики на военный лад, временная потеря многих территорий потребовали выявления новых ресурсов, в чем активно участвовали и краеведы. Подъем патриотических чувств советских людей вызвал интерес к прошлому России, героическим страницам ее истории. В ответ возобновляется издание историко-краеведческой литературы. Краеведы приступили к сбору материалов об участии населения краев и областей страны в войне. Создаются уголки, комнаты, музеи боевой славы.
С середины 40-х годов оживлению краеведения способствовала кропотливая работа по восстановлению и реставрации памятников культуры, пострадавших в годы вражеской оккупации. Возрождалась сеть областных краеведческих музеев, которых в 1940г. насчитывалось более 400. С 1949 г. при них создаются музейно-краеведческие советы для координации работы по изучению родного края. В 1959 г. Министерство культуры СССР обязало областные библиотеки иметь отдел краеведческой литературы и соответствующую библиографию. Массовым становилось школьное краеведение. В преподавании более широко использовался местный материал, развивалась кружковая и туристско-краеведческая работа, отряды «красных следопытов» и др.
В стране в целом возобновляется туристско-экскурсионное движение, такие его формы, как походы под девизами «Дорогами огненных лет», «Партизанскими тропами» и др. В 1954 г. на оз. Тургояк в Челябинской области состоялся 1-й слет туристов СССР. В 60-80-е годы туристско-краеведческая работа получила еще больший размах. Усилилось внимание к ней партийно-государственного руководства страны. Об этом свидетельствует, например, принятое в 1985г. постановление ЦК КПСС, Сомина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о мерах по развитию туризма. Происходило дальнейшее расширение сети экскурсионных учреждений, создание новых маршрутов.
В 80-е годы в СССР совершались экскурсии по 18 тысячам тем, работало более 2 тыс. турклубов, десятки тысяч туристических секций. Туризмом занималось около 30 млн человек. Массовыми стали походы и экспедиции патриотической направленности («Мое Отечество» и др.). Их участники собирали огромный краеведческий материал. Это позволило пополнять фонды музеев, открывать новые. Всего в стране к середине 80-х годов насчитывалось 1800 музейных учреждений, в большинстве – краеведческих. Они были центрами изучения родного края.
Важнейшим направлением краеведческой работы в послевоенный период стало участие в движении по охране памятников истории и культуры страны как неотъемлемой части мирового культурного наследия. Эта охрана была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию СССР как патриотический долг каждого гражданина. Возникла необходимость привлечения широких масс краеведов к этому делу государственного значения. Для координации их деятельности на местах в 1965 г. было создано Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры, начал выходить альманах ВООПИК «Памятники Отечества».
С 1996 г. подобное общество действует в Российской Федерации. Оно стало массовой авторитетной организацией, имеющей отделения во всех регионах. Движение активизировалось после принятия в 1976 г. Закона об охране и использовании памятников истории и культуры.
Краеведы традиционно принимали участие в решении задач комплексного развития народного хозяйства регионов, ставя ему на службу знания местных природных и трудовых ресурсов.
Современное краеведческое движение в России.На новом этапе истории страны, с конца 80-х годов, происходит все более заметное возрождение краеведения, краеведческой науки. Оно связано с демократизацией общественной жизни, расширением гласности, возрастанием роли российской провинции, развитием природоохранительного движения. Интенсивнее стала изучаться история и культура отдельных регионов, особенно национальных, где возрос интерес к их особенностям. Значительно увеличивается количество местных изданий краеведческой направленности, что позволило проводить Всероссийский конкурс региональной краеведческой литературы. Перестраиваются экспозиции историко-краеведческих музеев. В 1987г. по инициативе АН СССР и АН УССР в Полтаве была созвана Первая всесоюзная конференция по историческому краеведению. Вслед за ней регулярно проводились другие конференции краеведов в масштабе страны и региональные. Краеведение вновь начало обретать черты общественного движения, каким оно сформировалось в 20-е годы ХХ в. Используется позитивный опыт краеведческой работы «золотого десятилетия».
На этой основе стало возможным создать в апреле 1990 г. Союз краеведов России (СКР). Его председателем избран видный ученый-историк, академик С.О. Шмидт. Союз взял на себя функции координации и выработки стратегии движения, издает альманах «Отечество». Важнейшим итогом деятельности СКР явилась долговременная комплексная программа «Краеведение», включающая ряд целевых программ. Их реализация способствует налаживанию краеведческой работы на местах. Все это объясняет, почему в последние годы краеведение в статусе учебной дисциплины получает все более широкое распространение в школьном и вузовском образовании.
Общественный интерес к краеведению в целом, к историко-краеведческим исследованиям возрастает. Созданы кафедры краеведения в крупнейших университетах России, Научный центр по изучению русской провинции и Лаборатория исторического краеведения на базе Российского государственного гуманитарного университета. Здесь в апреле 2007 г. прошли первые Всероссийские краеведческие чтения с участием ученых из Беларуси, Украины, Казахстана. Чтения продемонстрировали становление современного российского краеведения. Заметно возрос его международный авторитет, внимание к нему зарубежной научной общественности. В 2000 г. по инициативе старейшего европейского университета Сорбонны в Париже состоялась международная конференция «Краеведение в России: истоки, проблемы, возрождение (1890-1990 гг.)». Опубликован сборник трудов конференции. Ее проведение по предложению французской стороны — своеобразная дань уважения российским краеведам, признание их высокого научного статуса и достижений.
Отмеченные позитивные сдвиги в состоянии отечественного краеведения особенно важны с учетом его возрастающей роли в жизни современного общества. Оно переживает этап реформирования, быстрой трансформации социальных групп. В такие периоды краеведение выполняет двоякую функцию. С одной стороны, оно призвано изучать местный край с тем, чтобы способствовать его преобразованию на основе конкретного знания региональных условий и возможностей. С другой стороны, краеведение выступает как один из адаптивно-стабилизирующих факторов в нестабильном обществе. Чувство «малой родины», гордость за земляков, знание своей истории, своих корней укрепляют уверенность человека в своем настоящем и будущем.
Объекты краеведения
Природа края. Всесторонние, комплексные знания о крае могут быть получены только в результате изучения великого множества объектов краеведения. Их необходимо систематизировать, объединить в группы. Первой из них является природа местного края – объект природного краеведения. Оно включает ряд базовых характеристик.
1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности. Геологическое строение края обусловлено его тектонической структурой. С последней тесно связаны формы рельефа – как крупные (горные системы, равнины), так и меньшие по размерам. Геологическая история региона объясняет наличие (или же отсутствие) полезных ископаемых.
2. Гидрологические условия. Краеведческое изучение охватывает все виды природных вод: реки, озера, водохранилища, источники (ключи) и др. Оно включает данные обо всей озерно-речной системе края, ее особенностях.
3. Климатические условия. Климат рассматривается как характерный для данной местности многолетний режим погоды. Он является результатом взаимодействия трех климатообразующих факторов: радиационного, циркуляционного, подстилающей поверхности. На основе их действия выясняется общий климатический характер местности – продолжительность времен года, весенние и осенние заморозки, самые жаркие и холодные дни; число ясных, пасмурных и дождливых дней; количество атмосферных осадков; господствующие ветры и др.
4. Почвенный покров как один из базовых элементов природного краеведения. От него зависит растительность края, с ней связан животный мир. Изучаются характеристика и структура почв, возможности их хозяйственного использования.
5. Растительность – одна из важнейших характеристик края. Здесь необходимо знание местной флоры. Отмечаются наиболее распространенные растения и особо – реликты, эндемики. Отдельными объектами изучения выступают леса, луга, степи, растительность водоемов.
6. Животный мир также требует пристального внимания краеведа. Он предстает как фауна края, в которой устанавливается, какие животные являются типичными для данных природных условий, а какие эндемичными или реликтовыми.
Все это дает полное представление о живой природе края.
Население и населенные пункты. Особо выделяется как объект краеведения населения края. Его полная характеристика включает численность жителей, динамику населения (темпы роста или убыли), его плотность и степень заселенности края, естественное движение населения (рождаемость, смертность) и миграцию, которая также изменяет население края (механический прирост или убыль). Чрезвычайно важна и социально-демографическая структура населения.
Населенные пункты определяют формы расселения людей. Они делятся на поселения городского типа и сельского типа. Любое поселение отличается от других своей историей, географическим положением, экономикой, застройкой и т.д. Первейшей задачей краеведческого изучения поселения и является раскрытие его своеобразия, характерных особенностей.
Экономика местного края. Этот объект краеведения охватывает все многообразие хозяйственной деятельности населения края. Экономика представляет собой совокупность всех ее отраслей: промышленность, аграрное производство, транспорт, связь, строительство, торговля и др. Важно представить значение отраслей в экономике края, их удельный вес, внешние связи, размещение по территории края.
Объектом краеведческого изучения могут быть и отдельные производственные предприятия. Многие из них имеют особенно большое значение, являясь градообразующим фактором, меняя жизнь края.
История и культура как объекты краеведческой деятельности. Это один из самых объемных и значительных объектов краеведения, имеющих неоценимое познавательное и воспитательное значение. Краеведение вообще невозможно без исторического подхода. Историческое краеведение – область прикладной истории и характеризуется локальностью изучаемых процессов, событий. Однако этот материал по хронологическому размаху, как правило, столь же велик, сколько существует человеческое общество на данной территории.
Конкретными объектами краеведения являются памятники истории и культуры, представляющие научную, художественную ценность. Виды памятников, находящихся под охраной государства: памятники истории (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся людей и др.); памятники археологии (городища, места захоронений и др.); этнографические памятники (все, что отражает этнические и культурно-бытовые процессы различных народов); памятники градостроительства и архитектуры; документальные памятники.
Источник
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.