"Серые копатели" в ТиНАО

"Серые копатели" в ТиНАО

За последние две недели на полевых выходах по ТиНАО мне попалось немало персонажей с металлодетекторами. Причем, вокруг одного интересного объекта мы буквально за пару часов встретили аж троих. Однако поводов кидаться на кого-то с кулаками или звонить в полицию ни разу не было. Все «кладоискатели» были замечены вне зарегистрированных археологических памятников. Но всё равно, впечатления от их увлекательного хобби остаются не самые позитивные…

Во-первых, это чисто эстетически неприятно, когда вся земля вокруг покрыта свежими ямками и разбросанным металлическим мусором, который не заинтересовал копателей. В интернете они любят распинаться о том, что «за собой всегда закапывают», но на деле я такого не видел никогда – вероятно, так поступают лишь единицы.

Во-вторых, и это самое главное, отсутствие на местности официально зарегистрированного археологического памятника – еще совсем не означает, что местность не имеет реальной археологической ценности. Пройдет десять лет или сто лет, и тогда новые открытия или новые археологические методики могут привести ученых именно на ту лесную полянку, где сейчас резвятся романтики с металлоискателями. И, если исходить из такой вероятности, то получается, что почти любое целенаправленное извлечение из земли старых предметов – вредит исторической науке. Исключение из этого правила – есть. Но о нем будет сказано чуть ниже.

Собственно, страстные споры профессиональных археологов-исследователей с любителями выкапывать старые железки для собственного развлечения – не прекращаются уже много-много лет. Как правило, это споры людей, говорящих на совершенно разных языках. Копатели смотрят на всё через призму «находок», и обидчиво спрашивают – «вам что, банальную монетку столетней давности жалко, что ли?». Археологи же, на самом деле, плевать хотели и на монетку, и на гвоздик, и даже на чугунок с золотом. Вне исторического контекста всё это металлическое барахло имеет нулевую ценность.

А контекст как раз и находится в окружающем грунте. Слой золы, черепок от посуды, привозной камушек – куча всяких мелочей, которые вместе с металлическими предметами создают единую подземную книгу о прошлом нашего края, которую можно читать с помощью современных научных методик. Выкопать из земли некоторые предметы, даже самые «малоценные», - это как придти в библиотеку, выдрать из первой попавшейся книги «самые малоценные страницы» и унести их с собой. Это, по большому счету, уничтожение общенародного культурного достояния. Это очень нехорошее, неконструктивное хобби.

Собственно, именно поэтому некоторое время назад в пылкие споры археологов и «копателей» вмешалось государство и установило максимально жесткие законы. Теперь, даже гвоздь вековой давности, обнаруженный с помощью металлодетектора, может отправить человека за решетку на несколько лет. При этом, закон не делает различий между тем, кто выкапывает гвоздь у себя в огороде и тем, кто срывает бульдозером средневековые курганы и селища. Сроки отсидки, конечно, будут отличаться в зависимости от масштабов ущерба, но статья все равно будет одна и та же. Выглядит это не очень гладко, и посему государственные ведомства постоянно пытаются разукрасить кривоватый закон в яркие цвета с помощью ежегодных показушных мероприятий и довольно неуклюжих интервью о том, что «серые копатели» - это такие мерзкие беспринципные твари, наживающиеся на продаже откопанного народного достояния.

Но на самом деле, нет ничего мерзкого и беспринципного в том, что человека интересует история материальной культуры и он рвется ее изучать. Это абсолютно понятное любопытство и вполне позитивная романтика. Ну а что до «жажды наживы» - так это попросту смешно... Чтобы окупить хороший металлоискатель с помощью продажи находок из окрестностей Москвы – придется копать, наверное, года эдак четыре. Не говоря уже про то, что для этого нужные еще и безопасные каналы сбыта, и море свободного времени и немало профильных знаний... В общем, реальная ниша «черной археологии», на которой можно всерьез зарабатывать себе на жизнь – нынче стала уже совсем крошечной. В основном она занята откровенными уголовниками, разрывающими могилы в поисках золота, либо какими-то редчайшими профессионалами, которые постоянно гоняют по дальним областям и пытаются «брать объемом», прочесывая десятки исчезнувших деревень в поисках старых монет хорошей сохранности. А 95% обычных копателей – реально собирают сувениры на память, не более того.

Понять романтические порывы и стремление к маленьким личным открытиям – можно. Но позитивная мотивация не может служить оправданием глупости или общественно вредных поступков. Сейчас любой человек может безо всякого труда устроиться волонтером в археологическую экспедицию и совершать аналогичные «открытия» вполне легально, не разрушая исторический контекст и не создавая проблем для будущих исследователей.

Если кто-то не хочет идти этим путем, но продолжает упорно перекапывать землю в поисках старинных вещиц, то… либо он настолько глуп, что просто не понимает значение слова «контекст», либо он сознательно готов ради личного развлечения - делать какие-то мелкие пакости всему обществу. В первом случае - нужно больше массовых просветительских проектов, рассказывающих, как работают археологические методы и как важно сохранение археологического наследия. Во втором случае, действительно, остается лишь правовое регулирование. Но не сажать, конечно. Лучше жестко бить рублем. Нельзя бросать мусор себе под ноги. Нельзя рвать краснокнижные растения. Нельзя выдергивать предметы из культурного слоя. Сделал то, что делать нельзя? Доставай кошелек.

При этом, в закон о запрете на самовольное извлечение старинных предметов вполне можно ввести кое-какие исключения. Ибо в некоторых специфических случаях, от «серых копателей» реально может быть больше пользы, чем вреда. Не на выявленных археологических памятниках, конечно (туда можно пускать только профессионалов). И лишь при соблюдении определенных условий (в первую очередь – обязательная фиксация каждой дореволюционной находки и внесение в единую базу данных: фото с линейкой, координаты, сопутствующие предметы, и т.д.).

В каких случаях это могло бы быть возможно?

Например, возьмем условное подмосковное поле, на котором планируется строительство коттеджного поселка. Никаких экстренных охранных раскопок здесь не будет, ибо здесь нет выявленных археологических объектов. При этом, поле стопроцентно несет в себе информацию о нашем прошлом. Возможно, что даже о весьма отдаленном прошлом (100-500 лет). Когда поле разобьют на отдельные участки и у каждого участка будет свой владелец – никто из этих владельцев не будет звонить во все инстанции, когда найдет у себя на участке несколько древних предметов. Всё канет в небытие.

Так почему бы тогда предварительно не отдать это застраиваемое поле «на разграбление» любителям покопаться в земле с металлоискателем? Хуже от этого никому не будет точно. А если будет вестись единая база находок, то будет даже лучше. Какая-никакая дополнительная информация по местной истории. В редких случаях, возможны даже какие-то случайно найденные зацепки для подключения профессиональных исследователей. Всяко лучше, чем просто всё уничтожить.

Применительно к нашей Новой Москве – эта схема была бы особенно актуальна. Ибо у нас таких полей становится всё больше и больше. Полей, которые будут в самое ближайшее время проданы, перекопаны, застроены. И никаких археологов при этом там точно не появится. И если по уму, так лучше бы «копателей», пойманных с лопатой в руках и царской копейкой в кармане - отправлять не под суд, а на такие вот поля. И пусть прочесывают их все свободное время. Прочесывают и заносят в базу. Может хоть так какая-то польза будет.

Резюмируем.

Количество фанатов металлопоиска в нашей стране действительно велико. Их бесконтрольная деятельность действительно не полезна для нашего археологического наследия. В такой ситуации – правовое регулирование действительно необходимо.

Но только не в формате «взять и запретить абсолютно всё». Это не работает против крупных субкультур, стабильно привязанных к интересным материальным объектам. Метод повальной криминализации приведет здесь лишь к тому, что большое и мирное сообщество превратится в законспирированные маргинальные кружки, в которых как раз и начнет процветать пресловутая «черная археология» (а что – терять-то уже всё равно нечего, можно и курганчик разрыть). Собственно, мы это уже проходили на примере перевода в уголовный кодекс некоторых норм по так называемым «диггерам», то бишь – городским спелестологам. В итоге, это привело не к отмиранию сообщества, но лишь к большей конспирации самовольных «исследователей», к увеличению среди них процента рисковых отморозков, к выработке более совершенных методик проникновения на подземные объекты.

Куда как разумней было бы использовать энергию сотен «копателей» на пользу общества. Не запрещать, а перенаправлять. Идешь за «сувенирами» на древнее селище – всё, суши сухари. Идешь на разрешенную территорию (выделенную под продажу, застройку, и т. д.), вписываешь свои находки в единую базу данных - молодец, все монетки твои и никаких штрафов. Вот такое правовое регулирование было бы действительно эффективным.

Увы. Пока это дойдет до законодателей, половину нашего ТиНАО уже перекопают и застроят. И несколько ценных археологических комплексов при этом непременно погибнет, так и не будучи обнаруженными. И параллельно под уголовную статью попадут несколько увлеченных романтиков, которых вполне можно было бы использовать с умом, а не просто загонять в угол.

12:51
2073
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!